19.07.2011 00:05
Культура

Минкультуры: Из 100 российских фильмов окупаются лишь пять

пока реально не заработает единая система сведений о показе фильмов
Текст:  Владимир Гурвич
Российская Бизнес-газета - : №24 (806)
Читать на сайте RG.RU

По данным минкультуры, из 100 российских фильмов ныне окупаются лишь пять. Цифра эта весьма условная. Ведь неведомо самое простое, исходное для расчета окупаемости: сколько россиян посещает сегодня кинотеатры, каков истинный оборот отечественной киноиндустрии?

Чтобы хоть что-нибудь точно узнать, в России в начале нынешнего года запустили "Единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показе фильмов в кинозалах" (ЕАИС). Немного запоздалая, но очень практичная вещь: сидишь себе в любой точке и отслеживаешь, какие блокбастеры идут в Ростове и Магадане, на скольких экранах, в какое время, насколько заполнен зал, во что обошелся публике входной билет...

Замдиректора департамента минкультуры Игорь Каллистов утверждает: запуск подобной системы - это такая часть поддержки государством отечественной кинематографии, которую невозможно переоценить. О прямых финансовых вливаниях сверху речи, конечно, не идет, но бизнес-эффект ждать себя не заставит.

Полная и правдивая информация о результатах проката, денежных сборах необыкновенно значима для всех участников производства и проката кинопродукции, поясняет председатель Ассоциации теле-и кинопродюсеров Сергей Сельянов. Если продюсер в режиме реального времени будет получать все необходимые данные, это позволит совсем на ином уровне планировать весь производственный и коммерческий процесс, делать то количество копий, которое будет востребовано, оперативно перебрасывать их из региона в регион. Короче, иметь дело с реальным, а не гипотетическим кинорынком.

Тут стоит пояснить: ЕАИС не является системой по внедрению единого электронного билета, как понимают многие. Это - родственные, но разные процессы. Появление ЕАИС не меняет саму форму розничной продажи билетов. Другое дело, что в ее технологической платформе предусмотрена возможность перехода к такой методе обслуживания. Но чтобы реализовался этот проект, надо еще много потрудиться. Хотя нет сомнений, что рано или поздно такой переход произойдет.

Но для начала надо внедрить ЕАИС. Подключение к ней идет пока крайне медленно. Сегодня из 2000 кинотеатров страны сведения в систему дают менее 200. И уже возник вопрос о достоверности передаваемой информации. По словам начальника Управления статистики и аналитики ГИВЦ Министерства культуры РФ Сергея Мокрова, есть кинотеатры, которые сообщают, что стоимость билетов у них равна 20 руб. Впрочем, это не означает во всех случаях обман, в небольших городах и сельской местности стоимость посещения кино бывает даже меньше. Однако определить, где правда, а где ложь, не так-то просто.

Большинство "неприсоединенцев" мотивируют свою позицию, ссылаясь на неизбежность дополнительных затрат. Дело в том, что только 800 кинотеатров в стране можно отнести к современным в техническом отношении, тогда как остальные продолжают функционировать в основном благодаря финансовой поддержке местных или региональных бюджетов. Правда, государство пошло им навстречу и разрешило до 2015 года получать компьютерную программу бесплатно. Но к ней необходим еще компьютерный билетный модуль, чтобы вся система заработала. Тут уж кинотеатрам придется выкладывать свои собственные денежки, но при этом у них есть возможность просить субсидию у региональных властей. Однако те и без того считают, что "за кино заплатили сполна", и с субсидиями не спешат. Проблема состоит в том, что местные органы управления еще не прониклись задачей, которую поставило государство, дипломатично отмечает Сергей Мокров.

Но, возможно, есть и другая причина, объясняющая почему кинотеатры не рвутся подключаться к системе. Ни для кого не секрет, что часть денег ими просто утаивается. Экспертные цифры сильно разнятся: от 12 до 50%. Заместитель председателя правления КиноСоюза Даниил Дондурей предполагает, что кинотеатры в 2010 году "увели" до 200 миллионов долл. В любом случае то, что продюсеры не получают по этой причине солидных доходов, сомнений не вызывает.

Позволит ли ЕАИС установить реальный уровень утаивания, пока неясно. Кинопроизводители не исключают, что придется использовать обычные методы контроля, например, пересчитывать количество зрителей по головам. Потому что сохраняются возможности для манипуляций. И для части их уже прописаны контрмеры. Предусмотрено, например, что ЕАИС будет давать сведения не только о числе посетителей, но и информировать о ряде и месте купленных билетов. Это важно потому, что в зале их цены могут сильно разниться: есть VIP-кресла, есть обычные места - цены на них разные.

В целом по отношению новации в отличие от госчиновников представители кинобизнеса настроены более скептично. То, что пока к ЕАИС присоединилось немногим более 10% кинотеатров, позволяет говорить о фальстарте всего проекта, полагает Сельянов.

Впрочем, есть надежда, что за сравнительно короткий срок ЕАИС получит более широкое распространение благодаря киносетям. По словам директора "Сообщества национальных кинотеатральных организаций "Киноальянс" Дмитрия Казуто, именно сети более других готовы к внедрению единой системы. А это свыше 50% от общей выручки. Там устанавливается самое современное оборудование, к тому же их менеджмент сам заинтересован в контроле за собственными залами.

Для излишне строптивых припасен и кнут. Игорь Каллистов обещает, что большинство кинотеатров подключатся к ЕАИС к концу 2011 года, иначе они рискуют быть оштрафованными. А вот продюсеры на штрафы не слишком уповают. И объясняют, почему. Есть статья Кодекса об административных правонарушениях 19.7. "Непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов". Правда, предусмотренное этой статьей наказание выглядит просто смешно: для юридических лиц - штраф от 3 до 5 тысяч рублей. Все попытки увеличить его пока не увенчались успехом. Не случайно Сергей Толстиков, исполнительный директор Фонда поддержки отечественной кинематографии, предлагает построить систему штрафов по примеру недавно принятого закона о коррупции, согласно которому штраф увеличивается до стократного размера взятки. В свою очередь, Игорь Каллистов свои надежды больше связывает с проверками прокуратуры, куда, по его словам, намерено обращаться минкультуры. В этом случае злостных нарушителей ждут наказания, вплоть до закрытия зрительных залов.

Кино и ТВ