По оптимистическому сценарию, теплоход мог бы показаться на поверхности воды уже вчера. Об этом заявил заместитель министра транспорта РФ, он же руководитель операции по подъему судна Виктор Олерский.
А согласно пессимистическому прогнозу, процесс продлится еще несколько дней. Главное, чтобы техника и оборудование не преподнесли неприятных сюрпризов.
Одна накладка уже случилась. Как рассказал Олерский, в воскресенье в 21.50 при завершении операции по выкрениванию (постановки судна с правого борта на киль) оборвался троп. Так именуется мощный трос. К счастью, корабль при этом остался в прежнем положении - 12-15 градусов относительно условного дна.
- Ничего страшного в этом не вижу, - прокомментировал инцидент замминистра. - Это технический момент, такое часто случается при подобных операциях. Претензий к поставщику оборудования нет. Видимо, троп зажало и порезало.
В ночь с воскресенья на понедельник, по словам Олерского, решили запустить водолазов, чтобы заглушить иллюминаторы правого борта. Однако из-за того, что судно стояло практически на ровном киле, корабельные окна погрузились в ил. В итоге герметизировать их будут уже после того, как приподнимут судно.
Еще один инцидент, в буквальном смысле омрачивший процесс подъема судна на киль, это выброс нефтепродуктов. Впрочем, спасатели к этому были готовы. Как сообщил Виктор Олерский, специалисты МЧС оперативно собрали топливо, помог скимер - устройство, собирающее и нейтрализующее мазут и другие опасные вещества. Не страшны участникам операции и последующие выбросы. Вчера на базу МЧС, расположенную неподалеку от места катастрофы, доставили боновые заграждения - надувные плавучие конструкции, предназначенные для локализации мазутных и нефтяных пятен. Их привезли сотрудники астраханского подразделения Центрального аварийного спасательного отряда "Экоспас". Эти устройства можно быстро развернуть на месте разлива. Боны изготовлены из особо прочной ткани, устойчивой к воздействию кислот и нефтепродуктов. Их можно использовать во время штормов, они хорошо буксируются.
Что касается операции по подъему, как пояснил Олерский, следующим ее этапом стала заводка дополнительных стропов. После чего под корпус уже можно протаскивать металлические полотенца. Без них при подъеме теплоход может просто развалиться.
О том, сколько продлится этот процесс, да и вообще подъем судна, замминистра говорит с осторожностью.
- Операции под водой по своей сложности схожи с космическими операциями, - подчеркнул он. - Сначала мы опережали график работ, потом стали немного отставать...
Напомним: с момента кораблекрушения спасатели извлекли из воды 114 тел погибших. Поиски 15 человек, в том числе 6 мужчин, 4 женщин и 5 детей, продолжаются. В результате трагедии на Волге спаслись лишь 79 человек.
Главное следственное управление СК РФ продолжает расследование уголовного дела о крушении "Булгарии". Взяты под стражу генеральный директор "Аргоречтура" - арендатора "Булгарии" Светлана Инякина и старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра Яков Ивашов. Следствие поручило транспортной полиции задержать и доставить в Казань капитана судна "Арбат" Юрия Тучина и капитана судна "Дунайский 66" Александра Егорова, не оказавших помощи терпящей бедствие "Булгарии".