19.07.2011 00:46
Экономика

Поправки к закону о туристской деятельности приведут к повышению цен на путевки - эксперты

Мнения об эффективности поправок к Закону "Об основах туристической деятельности в РФ" разошлись
Текст:  Алла Добровольская
Российская Бизнес-газета - : №24 (806)
Читать на сайте RG.RU

Участники туристического рынка неоднозначно отнеслись к принятым Госдумой в первом чтении поправкам к Закону "Об основах туристской деятельности в РФ". Наиболее острую дискуссию в туристическом сообществе вызвало положение закона, предполагающее введение единственной формы договора между туроператором и турагентом, согласно которой турагент должен работать исключительно от имени и по поручению оператора. Рынок разделился на "за" и "против".

Как сообщил нам Андрей Гаврилов, директор департамента туристической деятельности Минспорттуризма России, главная цель поправок к Закону "Об основах туристской деятельности в РФ", - повышение ответственности туроператора перед потребителями, улучшение качество турпродукта и защита прав граждан.

Одна из поправок, принятых Госдумой в первом чтении, касается изменений в организации взаимоотношений туроператоров и турагентов. Новые правила обязывают розничных продавцов работать только от лица туроператора. Этот пункт вызвал большие дискуссии. Многие эксперты считают, что положение закона не отвечает тем задачам, которые намерены решить законодатели. Туристу оно ничего не дает, кроме повышения цены на туруслуги. Для бизнеса никакой катастрофы не произойдет, рынок перестроится, крупным туроператорам с точки зрения продвижения турпродукта это может быть даже выгодно. Не страшно и неминуемое сокращение турагентств, их действительно сегодня больше рыночных потребностей. Но на перестройку работы туроператорам потребуется время и затраты. Кроме того, чтобы обезопасить свой бизнес, туроператоры будут работать с агентствами только на условиях предоставления немалых депозитов. Сейчас с агентств берут депозиты лишь немногие операторы, как правило, до 150 тысяч рублей. Агентств станет меньше - конкуренция снизится. Оставшиеся агентства, чтобы выжить, вынуждены будут повысить цены на свои услуги. В результате потребитель неизбежно получит повышение стоимости путевки, куда войдут все затраты. При этом новая форма сотрудничества агентов и операторов никак не защитит потребителя от банкротств и мошенничества и не будет способствовать повышению качества туруслуг: механизма защиты как не было, так и нет.

В минспорттуризме с такой оценкой не согласны.

- Некоторые в турбизнесе считают, что новое требование закона приведет к монополизации рынка, взиманию депозитов с агентов, дополнительным расходам на страхование, но это необоснованные опасения, - говорит Андрей Гаврилов. - Нововведение только упорядочит розничную торговлю. По существующему закону туроператор несет всю ответственность перед туристом, и заключение агентом договора от его имени - только логичное продолжение уже существующего положения. Туроператор будет более ответственно подходить к выбору агентств. Недобросовестные агенты будут вынуждены уйти с рынка, останутся только надежные и проверенные, с которыми готовы работать операторы.

У Ассоциации туроператоров России(АТОР) иная точка зрения. По словам Майи Ломидзе, исполнительного директора АТОР, агентский рынок действительно нуждается в урегулировании и потребителю необходима законодательная защита от недобросовестных продавцов путевок, однако есть и альтернативные пути решения этих проблем.

- АТОР считает, что можно по-другому защитить потребителя, - отмечает Майя Ломидзе, - первый путь - введение обязательного института саморегулирования туроператорского рынка и создание компенсационного фонда. Очевидно, что сами туроператоры не примут в свое сообщество неблагонадежного коллегу, подобного, например, "Капитал-туру". Если туроператор не входит в отраслевое сообщество, значит, сами участники рынка не уверены в его надежности. У агентов и у потребителя появляется реальный критерий, чтобы оценить оператора. Второй путь - для повышения ответственности турагентов введение для них финансовых гарантий. То есть турагент будет сам отвечать перед туристом за свою некачественную работу, например, за недостаточное информирование клиента о турпродукте. На сегодняшний день в соответствии с поправкой за недостоверную информацию, предоставленную агентом, отвечает туроператор. Продавец ни при чем. Третий вариант - создание саморегулируемой организации турагентств.

Туристических агентств станет меньше - конкуренция снизится. Оставшиеся агентства, чтобы выжить, вынуждены будут повысить цены на свои услуги. В результате потребитель неизбежно получит повышение стоимости путевки, куда войдут все затраты

Надо заметить, что в начале года, когда обсуждалась необходимость внесения поправок в туристический закон (после громкого скандала с "Капитал-туром"), в минспорттуризме включили вопрос о создании саморегулируемых организаций в список первоочередных. Но сегодня авторы закона пересмотрели свое решение.

Вместе с тем, как рассказала Майя Ломидзе, АТОР также предлагает ввести в закон пункт о дисквалификации на профессию. То есть если известны конкретные лица мошеннических действий в отношении туристов, то их следует лишать в дальнейшем возможности заниматься туристической деятельностью.

Между тем некоторые крупные туроператоры отнеслись положительно к изменению законодательства в плане отношений оператор-агент. Владимир Воробьев, президент компании "Натали Турс" одобрил поправку, при этом отметил, что у агентов возрастут финансовые вложения для работы с крупными операторами на туррынке. Кто с этим не справится, будет работать с туроператорами второго и третьего "эшелона" или с "нишевыми туроператорами". Но опасения, по мнению Владимира Воробьева, что новые условия приведут к монополизации рынка, можно считать обосноваными в том случае, если туроператорский рынок был бы структурирован. "На нем работали всего 10 компаний и никто не боролся за объемы". А на агентском рынке, по мнению Воробьева, поправки в закон приведут к положительным изменениям и будут способствовать защите потребителей. Каждый год исчезает 200-300 агенств с деньгами клиентов, и по существующему законодательству туроператор не несет за это ответственности", - отмечает Владимир Воробьев.

Между тем Татьяна Ванд, генеральный директор компании "Ванд Интернэшнл тур", замечает, что 99 процентов туров реализует турагент, и претензии, которые предъявляют туристы к турпродукту, касаются именно продавца, который исказил информацию о том, что он продает. Если с продавца снять всю ответственность, то он и вовсе перестанет думать о клиенте.

Нет единого мнения и в агентской среде. Некоторые опасаются, что в случае принятия поправки операторы при заключении договоров будут требовать от агентов отказа от сотрудничества с конкурентами, тем самым будет утрачена сама суть их деятельности - поиск тура, исходя из запроса клиента. Кроме того, агентства фактически станут представителями крупных туроператов, а это скажется на ассортименте.

Кто должен регулировать туристический рынок?

Туризм