21.07.2011 00:10
Спорт

Гонщики "МАЗ-СПОРТавто" с успехом прошли ралли-рейд "Шелковый путь"

Гонщики "МАЗ-СПОРТавто" с успехом прошли ралли-рейд "Шелковый путь"
Текст:  Светлана Брайловская Павел Козловский (kor@rgkazan.mi.ru)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №27 (511)
Читать на сайте RG.RU

Из 35 экипажей на грузовиках, вышедших на старт на Красной площади в Москве 9 июля, до финиша в Красной Поляне 16 июля добрались лишь 26. При этом мазовцы не только преодолели весь путь, но и заняли 18-ю и 23-ю строчку в общем зачете, оставив позади себя соперников из Украины, Казахстана, России, Чехии и Франции.

Как протекала гонка для экипажей Александра Василевского и Александра Полищука, мы отслеживали на протяжении всего рейда.

Накануне старта

Сюрпризы как приятные, так и не очень для двух мазовских экипажей начались еще во время административных и технических проверок, которые проходили на территории спортивного комплекса "Лужники" в Москве. Здесь все участники предъявляли свои машины на осмотр. Чтобы грузовики во время гонки не могли заменить, к примеру, раму, двигатель или кабину, их пломбировали. Так вот, не успели мазовцы загнать свои машины для проверки, как к ним нагрянули гости, да какие! Под колеса ярко-красных грузовиков с черным зубром заглянули представители именитой команды Ginaf. Все время перешептываясь, они пристально изучили один из грузовиков белорусской команды. Чтобы тщательно разглядеть днище, даже на коленях постояли.

А вот техническая комиссия заставила пережить пару неприятных минут. Сначала все шло как положено: комиссары проверили правильность подключения навигационных и остальных систем, сверили документы, пилот запустил двигатель одной из машин. И тут к переднему бамперу подходит комиссар и дергает аварийный выключатель. А машина продолжает работать. Комиссар разводит руками - автомобиль к гонке допущен быть не может.

- В Минске все проверяли, работало, - разводят руками механики и тут же, не отходя от машины, устраивают совещание. Комиссар смягчается и дает 20 минут на устранение всех неполадок. Но тут механик просит снова завести мотор и сам дергает аварийный выключатель что есть мочи. Наконец, мотор глохнет. Комиссар ставит штампик и желает счастливого пути. Ко второму "МАЗу" вопросов нет.

Навстречу приключениям

В гонку тяжело въезжать. Пока приспособишься к трассе, почувствуешь темп соперников - время может быть упущено. Да еще и погода зачастую против. Так и случилось прямо на первом этапе - по дороге от Москвы до Липецка, где на пути мазовцев встал брод.

- Здесь застряли несколько внедорожников, перегородили всю трассу, чтобы проехать, нужно было вызволить их из плена, - рассказал штурман экипажа под номером 328 Валерий Козловский. - На это потратили полчаса. Вскоре завяз и наш второй экипаж 333 под управлением пилота Александра Полищука. Естественно, пришлось его вытаскивать.

Пока спасали друг друга, лучшие места в итоговой таблице разобрали соперники. "МАЗы" пришли друг за другом и расположились по соседству - на 22-й и 23-й строчках итогового протокола.

Отчаиваться не стали: нужно было собраться с мыслями и силами, чтобы атаковать пески в Волгограде и Астрахани. К тому же была надежда, что время, потраченное на спасение завязнувших экипажей, судьи вычтут из зачета. На гонке есть такое правило "зеленой кнопки" системы Iritrack - если экипаж остановился по каким-то причинам или для помощи другим экипажам, это время списывается.

Важно и то, что обе машины прошли тяжелый этап без серьезных повреждений. На грузовике Василевского в какой-то момент обломался кронштейн крепления заднего амортизатора к мосту, из-за чего сам амортизатор затем оказался поврежден, но на результате и поведении машины это никоим образом не сказалось.

Машина Полищука так и вовсе отделалась потерей брызговиков, оторванных во время "засады". Все это мелочи по сравнению с тем, что могло быть. Так что за ночь механики приводят грузовики в полный порядок.

Перевалили за барханы

На следующий день экзамен сдавали штурманы. За ночь спец участок от Липецка до Волгограда немного перекроили. В итоге за ночь перед стартом экипажи получили восемь листов нового роуд-бука - "дорожной книги" или "легенды", по которой, собственно, спортсмены и проходят весь "Шелковый путь". Дело в том, что последний "прогон" трассы состоялся полтора месяца назад, а за это время состояние некоторых участков сильно изменилось - и для того чтобы переписать маршрут, штурманам пришлось сидеть над "легендой" до четырех утра, а старт уже в пять.

- Трасса тяжелая, - рассказал уже на финише Александр Василевский. - Пошли степи и пески, читай - очень сложная навигация и вероятность "закопаться" в любую минуту. Сложно было всем - и пилоту, и штурману. Да еще и другие участники доставили хлопот: вылетаешь ходом из-за бархана, а там - целая куча внедорожников! Система предупреждения, конечно, работает - но ведь она просто предупреждает, но не сообщает, в каком именно направлении стоит машина. А если их там пять? В общем, умаялись мы объезжать всех...Надо отдать должное штурману, справился. В то время, как другие экипажи крутились в поисках контрольных точек, экипаж Василевского шел верным курсом.

- Мы, к счастью, проскочили - хотя барханы здесь под стать "дакаровским"! - сказал пилот. - Встречались высоченные, метров по 8-10, на которые иногда приходилось взбираться с 5-6-й попытки. Но взобрались, даже ни разу не копали за всю дистанцию! И это, конечно, в первую очередь опыт - прошлый "Шелковый путь" в этом смысле дал нам очень много. Результат, в принципе, мог бы быть и лучше - но совесть снова не позволила проехать мимо застрявших внедорожников. Останавливались, цепляли, вытягивали...

Опять этот амортизатор

К Астрахани мазовцы наконец как следует вкатились в гонку.

- Это мы сразу почувствовали, - пошутил штурман Валерий Козловский. - Пилот Александр Василевский, как и положено, проходил повороты в заносе, особо не притормаживал на трамплинах - в общем, ехали так, как и должен ехать "боевой" грузовик. Были многочисленные обгоны, причем обгоняли мы как грузовики, так и внедорожники.

На пути от Волгограда до Астрахани - степи и песчаные барханы. Поэтому "МАЗы" разогнались довольно хорошо - шли в среднем на скорости 130-140 километров в час.

Такой темп не замедлил сказаться на состоянии машины, когда прошли примерно две трети спецучастка, экипаж был вынужден остановиться из-за грохота в задней подвеске. Опять оторвали амортизатор! Как смогли отремонтировали и двинулись дальше. Ну а в лагере механики уже по отработанной схеме принялись "потрошить" машину, чтобы завершить ремонт до утра.

Полежали - поехали дальше

Гонка для экипажа Александра Василевского могла закончиться еще на пути к Ставрополю. Это был самый длинный участок ралли, давить по полной на газ приходилось почти 700 километров. Когда большая часть маршрута была пройдена и до финиша оставалось всего каких-то 150 километров, "МАЗ" опытного пилота завалился на бок.

Благо приземлились мягко: никто, кроме автомобиля, не пострадал. Да и сам "Зубр" отделался мелкими повреждениями - поцарапался пластик с левой стороны, разбилось лобовое стекло, погнулись стойка и левая дверь, появилось немного вмятин на крыше. "Лежали" недолго - только экипаж выбрался из машины, подъехала Tatra, "лежавшая" накануне. Соперники сами остановились, осмотрели и жестами показали - цепляйтесь, будем поднимать. И когда "МАЗ" поставили на колеса, он завелся и поехал дальше. Но через пару километров "раны" дали о себе знать. Пришлось остановиться и немного их залечить.

Кстати, сразу же по прибытии в лагерь машину осмотрели французские комиссары - тщательно изучали каркас безопасности, причем и в кузове тоже. В итоге остались довольны увиденным: для дальнейшего участия в гонке нам нужно заменить "лобовик" и отремонтировать дверь так, чтобы она открывалась-закрывалась. Уже на бивуаке машины буквально собрали заново.

Дошли...

И при этом белорусская команда до конца держится в строю. Лидеры - экипаж 328, несмотря на падение, показывают достойный результат. По итогам спецучастка от Ставрополя до Майкопа Александр Василевский смог вывести свой экипаж на 15-е место в общем зачете, что позволило ему подняться вверх на 18-ю строчку общего рейтинга.

- Эх, если бы не улетели, - вздохнул Александр, - точно в десятку уже вошли!

У второго экипажа результат не столь выдающийся - завершив этап на 18-м месте, в итоговом рейтинге ралли машина под номером 333 оказалась лишь на 23-м месте. Правда, на то есть свои причины. Еще во второй день гонки уже ближе к финишу у парней отказали тормоза, и одиннадцатитонный "МАЗ" вылетел в повороте с трассы, прорвав ленточки ограждения, и чудом никого не зацепив. Выбравшись обратно, экипаж принял решение в спокойном темпе доезжать до финиша - и, как видим, доехал.

Так как спецучасток в Сочи на реке Шахэ отменили из-за дождей, "МАЗы" не смогли улучшить результаты, так и остались на 18-м и 23-м местах.

Р.S.

Кому из команд, дошедших до финиша ралли-рейда "Шелковый путь", который по своей сложности и темпу почти догнал "Дакар", повезло или не очень, покажет время. Мазовцы считают гонку хорошим уроком. Они не просто дошли до финиша, а показали неплохой результат. Так что еще не все потеряно, и должные выводы перед "Дакаром" будут сделаны. А сейчас команда идет в хорошем темпе, пилоты "вкатываются", машины становятся быстрее и надежнее, в общем, все идет по плану...

Автомото Краснодарский край Кубань. Северный Кавказ