Форум "Инженеры будущего-2011", который собрал начинающих инженеров из 59 регионов России и более чем из тридцати зарубежных стран, открылся на берегу Байкала и продлится до конца этой недели.
Число участников форума приближается к полутора тысячам. Инициатором проведения форума выступил Союз машиностроителей России. Руководитель иркутского регионального отделения союза, генеральный директор Иркутского авиационного завода Александр Вепрев пояснил, что одна из главных проблем отрасли - это огромная потребность в молодых кадрах. При запуске любого серьезного проекта - будь то разработка и запуск в производство гражданских самолетов или новых двигателей - возраст коллектива на предприятии имеет важное значение.
- Нам остро нужны молодые инициативные специалисты, со свежим взглядом, способные генерировать идеи, работать по новым технологиям. Страна сегодня стремится модернизировать свою экономику, мы много говорим об инновациях, но для выхода на новый уровень развития нужна критическая масса людей, способных эти инновации создавать, внедрять и использовать, - добавил Вепрев.
С этим согласен и президент корпорации "Иркут" Алексей Федоров.
- Я знаю немало уважаемых предприятий с отличным оборудованием, с уникальным опытом, но средний возраст сотрудников там - 55 лет. То есть, смены поколений не наблюдается, опыт передавать некому, и через пять-семь лет человеческий ресурс там будет исчерпан. И запускать долгие серьезные проекты на таких предприятиях станет невозможно.
Форум, как надеются организаторы, позволит консолидировать усилия молодежи для разработки и совместной реализации проектов и программ, направленных на развитие машиностроения и смежных отраслей промышленности.
Сегодня перед промышленными предприятиями России, а значит - и перед их инженерным составом тоже, стоят непростые задачи. Необходимо поднимать - в разы - производительность труда, чтобы догнать европейских коллег. А это, помимо технического перевооружения, нередко требует реструктуризации самих заводов: отказа от "натурального хозяйства", при котором предприятие обеспечивает себя всем необходимым, от энергии и транспорта до охраны и питания, отладки субконтрактации и кооперационных связей с другими предприятиями, переобучения сотрудников. И, разумеется, все это потребует новых методов управления, нового взгляда на ситуацию.
Вместе с тем, как прозвучало на открытии форума, только 46 процентов выпускников технических вузов после окончания учебы идут на производство. Через три года только половина из этих молодых людей остается в профессии - примерно 25 процентов от выпуска. Причем причинами ухода становятся не только низкие зарплаты, но и ощущение, что перспектив нет, что профессия не считается престижной.
Форум, по мнению организаторов, поможет и в поднятии престижа инженерной профессии, и в создании молодежного инженерного сообщества. Помимо общения специалистов и экспертов, в рамках форума пройдет насыщенная учебная программа - в зависимости от специализации, участники будут слушать лекции, участвовать в дискуссиях и мозговых штурмах на одном из четырех факультетов: инновации в технологиях, инновационный менеджмент, разработки новых образцов техники и технологий, управление инновационным развитием.
Несмотря на то, что форум проходит в подчеркнуто молодежном формате - участники живут в палатках на берегу Байкала, аудитории-павильоны оборудованы всем необходимым для работы - компьютерной техникой, доступом в Интернет. Лекции и диспуты ведутся на русском и английском языках. В качестве преподавателей и модераторов в форуме участвуют ведущие специалисты "Объединенной судостроительной корпорации", "Оборонпрома", "Вертолетов России", ОКБ "Сухой", Внешэкономбанка.
Кстати
В рамках форума "Инженеры будущего-2011" пройдет конкурс инвестиционных проектов молодых инженеров. Победители будут представлены на VII Байкальском международном экономическом форуме, который состоится в середине сентября этого года в Иркутске.