Завершаются подготовительные работы к подъему "Булгарии". Под судно завели последнее металлическое "полотенце". Длилась эта сложная, монотонная процедура почти три дня, точнее, ночи - почему-то именно на это время суток выпадали работы. Благо, место операции освещалось мощными прожекторами. Управление информацией МЧС России сообщило, что в 16.05 начали поднимать судно, однако в оперативном штабе эту информацию опровергли.
Работать приходится круглосуточно, в авральном режиме. Радикальный сдвиг в операции произошел в ночь со среды на четверг. Под теплоход практически одновременно завели два полотенца - под корму и носовую часть. Сегодня судно заворачивали в последнее, четвертное металлическое полотно.
Очень некстати именно в период завода "полотенец" испортилась погода в Куйбышевском водохранилище. Сильный ветер и высокие волны ставили под угрозу всю операцию. Чтобы создать максимально комфортные условия для работы, по периметру выставили баржи и другие плавсредства, дабы оградить зону от ветра. Для этого привлекали проходящие мимо суда. К слову, сейчас численность группировки - 25 кораблей.
Как рассказал заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский, следующим этапом будет отрыв судна от грунта. Сделать это не так-то просто. Дело в том, что дно глинистое, а следовательно, оно крепко присосало корпус теплохода. Прежде чем осуществить рывок, создадут статическую нагрузку на судно. "Булгарию" продержат в таком положении около часа, пока нагрузка не распределится равномерно по всему корпусу. И уже затем теплоход приподнимут. Поскольку верхняя палуба находится недалеко от поверхности воды, процесс этот будет недолгим.
Как только теплоход "выглянет" из Волги, водолазы продолжат герметизацию корпуса. Сейчас люки задраены только на левом борту, а правый полностью покрыт илом. Напомним, глубина илистых отложений на дне - полтора метра. Как только иллюминаторы будут закрыты, начнется откачка воды. Ее в судне примерно полторы тысячи кубов. Эта процедура займет 2-3 часа. В результате судно станет легче, и вода начнет сама выталкивать его на поверхность и поможет участникам операции. После этого "Булгарию" прицепят к буксиру-толкачу и поведут в ближайший док Куйбышевского затона. Там им займутся эксперты Следственного комитета.
Что касается сроков операции, то, по словам Виктора Олерского, руководство на них не давит и не подгоняет. Все понимают, что это сложный и непредсказуемый процесс.
Тем временем, не прекращается поиск 15 погибших. Надежда, что их тела могли запутаться в браконьерских рыболовных сетях (во время патрулирования акватории их было обнаружено около 170), не оправдалась. За прошедшие сутки погибших и пострадавших во время кораблекрушения не обнаружено. Спасатели продолжают обследовать береговую зону протяженностью 120 километров и 12 островов. Тела погибших ищут не только в Камско-Устьинском, но и в близлежащих районах республики, а также в Ульяновской области. Наряду со спасателями территорию патрулируют местные жители. Всего с начала проведения поисково-спасательной операции в зоне затонувшего судна привлекались 3185 человек, 787 плавсредств, 192 автомобиля и 101 воздушное судно.
Количество пострадавших во время кораблекрушения, нуждающихся в стационарной помощи, увеличилось. На днях в кардиологическое отделение Межрегионального клинико-диагностического центра были доставлены две участницы трагедии. Всего в настоящее время в больницах республики находится девять пострадавших.
Как сообщают в Министерстве труда, занятости и социальной защиты РТ, материальную помощь как из федерального, так и из регионального бюджета получили родственники уже всех погибших.
Между тем, завтра коллегия судей Верховного суда Татарстана рассмотрит сразу две кассационные жалобы, где просят отпустить из-под ареста эксперта Камского филиала речного регистра Якова Ивашова, который проходит по делу крушения "Булгарии". Первую жалобу подал адвокат задержанного, вторую - сам Ивашов.
В своем заявлении эксперт указал, что "считает постановление от 13 июля 2011 года об избрании в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу необоснованным". Яков Ивашов пояснил в жалобе, что скрываться от следствия не намерен, как, собственно, не скрывался и ранее, и виновным себя в случившемся с "Булгарией" не считает. Поэтому просит изменить ему меру пресечения. Кстати, 18 июля аналогичную кассационную жалобу подал и адвокат эксперта. Якову Ивашову за шестьдесят. Он вместе со своей семьей проживает в Перми. Как следует из материалов дела, 15 июня нынешнего года эксперт Камского филиала речного регистра подготовил ежегодный отчет о состоянии "Булгарии", в котором написал, что ремонт дизель-электрохода соответствует речному регистру по своей конструкции, состоянию и техническим данным. По предварительной информации, это было далеко не так.
Во вторник в Верховном суде Татарстана рассматривали аналогичную жалобу адвоката директора компании "Аргоречтур" Светланы Инякиной, которая была задержана в один день с Ивашовым. Защитник просил отпустить женщину под залог, подписку о невыезде или домашний арест, так как у нее маленький больной ребенок, не совсем здорова и старшая дочь, отец-инвалид. Но коллегия судей оставила Инякину за решеткой. Как сообщил корреспонденту "РГ" источник в прокуратуре, наверняка подозреваемую оставили за решеткой ради ее же блага, иначе родственники погибших могли устроить самосуд.