22.07.2011 00:29
Происшествия

МЧС: "Булгария" полностью готова к подъему

Затонувшую "Булгарию" подготовили к всплытию
Текст:  Светлана Брайловская Ольга Кондрева Олег Корякин
Российская газета - Федеральный выпуск: №159 (5535)
Читать на сайте RG.RU

Завершаются подготовительные работы к подъему "Булгарии". Под судно завели последнее металлическое "полотенце". Длилась эта сложная, монотонная процедура почти три дня, точнее, ночи - почему-то именно на это время суток выпадали работы. Благо, место операции освещалось мощными прожекторами. Управление информацией МЧС России сообщило, что в 16.05 начали поднимать судно, однако в оперативном штабе эту информацию опровергли.

Работать приходится круглосуточно, в авральном режиме. Радикальный сдвиг в операции произошел в ночь со среды на четверг. Под теплоход практически одновременно завели  два полотенца - под корму и носовую часть. Сегодня судно заворачивали в последнее, четвертное металлическое полотно.

Очень некстати именно в период завода "полотенец" испортилась погода в Куйбышевском водохранилище. Сильный ветер и высокие волны ставили под угрозу всю операцию. Чтобы создать максимально комфортные условия для работы, по периметру выставили баржи и другие плавсредства, дабы оградить зону от ветра. Для этого привлекали проходящие мимо суда. К слову, сейчас численность группировки - 25 кораблей.

Как рассказал заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский, следующим этапом будет отрыв судна от грунта. Сделать это не так-то просто. Дело в том, что дно глинистое, а следовательно, оно крепко присосало корпус теплохода. Прежде чем осуществить рывок, создадут статическую нагрузку на судно. "Булгарию" продержат в таком положении около часа, пока нагрузка не распределится равномерно по всему корпусу. И уже затем теплоход приподнимут. Поскольку верхняя палуба находится недалеко от поверхности воды, процесс этот будет недолгим.

Материал публикуется в авторской редакции. Читать версию статьи из номера

Как только теплоход "выглянет" из Волги, водолазы продолжат герметизацию корпуса. Сейчас люки задраены только на левом борту, а правый полностью покрыт илом. Напомним, глубина илистых отложений на дне - полтора метра. Как только иллюминаторы будут закрыты, начнется откачка воды. Ее в судне примерно полторы тысячи кубов. Эта процедура займет 2-3 часа. В результате судно станет легче, и вода начнет сама выталкивать его на поверхность и поможет участникам операции. После этого "Булгарию" прицепят к буксиру-толкачу и поведут в ближайший док Куйбышевского затона.  Там им займутся эксперты Следственного комитета.

Что касается сроков операции, то, по словам Виктора Олерского, руководство на них не давит и не подгоняет. Все понимают, что это сложный и непредсказуемый процесс.

Тем временем, не прекращается поиск 15 погибших. Надежда, что их тела могли запутаться в браконьерских рыболовных сетях (во время патрулирования акватории их было обнаружено около 170), не оправдалась. За прошедшие сутки погибших и пострадавших во время кораблекрушения не обнаружено. Спасатели продолжают обследовать береговую зону протяженностью 120 километров и 12 островов. Тела погибших ищут не только в Камско-Устьинском, но и в близлежащих районах республики, а также в Ульяновской области. Наряду со спасателями территорию патрулируют местные жители. Всего с начала проведения поисково-спасательной операции в зоне затонувшего судна привлекались 3185 человек, 787 плавсредств, 192 автомобиля и 101 воздушное судно.

Количество пострадавших во время кораблекрушения, нуждающихся в стационарной помощи, увеличилось. На днях в кардиологическое отделение Межрегионального клинико-диагностического центра были доставлены две участницы трагедии. Всего в настоящее время в больницах республики находится девять пострадавших.

Как сообщают в Министерстве труда, занятости и социальной защиты РТ, материальную помощь как из федерального, так и из регионального бюджета получили родственники уже всех погибших.

Между тем, завтра коллегия судей Верховного суда Татарстана рассмотрит сразу две кассационные жалобы, где просят отпустить из-под ареста эксперта Камского филиала речного регистра Якова Ивашова, который проходит по делу крушения "Булгарии". Первую жалобу подал адвокат задержанного, вторую - сам Ивашов.

В своем заявлении эксперт указал, что "считает постановление от 13 июля 2011 года об избрании в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу необоснованным". Яков Ивашов пояснил в жалобе, что скрываться от следствия не намерен, как, собственно, не скрывался и ранее, и виновным себя в случившемся с "Булгарией" не считает. Поэтому просит изменить ему меру пресечения. Кстати, 18 июля аналогичную кассационную жалобу подал и адвокат эксперта. Якову Ивашову за шестьдесят. Он вместе со своей семьей проживает в Перми. Как следует из материалов дела, 15 июня нынешнего года эксперт Камского филиала речного регистра подготовил ежегодный отчет о состоянии "Булгарии", в котором написал, что ремонт дизель-электрохода соответствует речному регистру по своей конструкции, состоянию и техническим данным. По предварительной информации, это было далеко не так.

Во вторник в Верховном суде Татарстана рассматривали аналогичную жалобу адвоката директора компании "Аргоречтур" Светланы Инякиной, которая была задержана в один день с Ивашовым. Защитник просил отпустить женщину под залог, подписку о невыезде или домашний арест, так как у нее маленький больной ребенок, не совсем здорова и старшая дочь, отец-инвалид. Но коллегия судей оставила Инякину за решеткой. Как сообщил корреспонденту "РГ" источник в прокуратуре, наверняка подозреваемую оставили за решеткой ради ее же блага, иначе родственники погибших могли устроить самосуд.

Аварии и катастрофы Татарстан Волга-Кама