Большой театр практически готов, в конце августа там смогут начаться первые репетиции. Об этом сообщил вчера на пресс-конференции первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин.
А торжественная церемония открытия театра и первый спектакль на главной сцене страны после семилетнего перерыва, отметил он, состоится, как и планировалось, 11 октября.
Напомним, реконструкция ГАБТА началась в июле 2005 года. Откладывать ее было нельзя, так как, по оценкам экспертов, износ здания театра, построенного в 1825 году архитектором Осипом Бове, составлял 70 процентов. Но дело долго не ладилось, и в итоге по распоряжению главы страны Дмитрия Медведева в мае 2009 года была создана рабочая группа во главе с зам. руководителя администрации президента Александром Бегловым. От столицы в ее состав вошел Владимир Ресин, который фактически взял на себя руководство этой важнейшей стройкой. После смены правительства столицы к работе подключился и новый глава столичного стройкомплекса заммэра Москвы Марат Хуснуллин. "Мы с ним по очереди каждую неделю проводим там рабочие совещания", - признался вчера Ресин.
От человека, строящего Москву на протяжении более сорока лет, интересно было услышать и другое признание: "Пять лет я строил храм Христа Спасителя, за спиной у меня Мемориальный комплекс на Поклонной горе и много других объектов. И все-таки ничего сложнее, чем Большой театр, в моей жизни не было". Дело в том, пояснил он, что в нем соединились, по сути, две разные стройки. Первая - реставрация исторического здания со всеми предъявляемыми к нему требованиями как к памятнику, охраняемому ЮНЕСКО. Вторая - строительство гигантского подземного зрительного и репетиционного зала, удвоившего площадь театра с 40 тысяч квадратных метров до 80 тысяч. Обе вызвали немало тревог. "Ночь не спал, когда снимали историческое здание с временных подпорок, на которые вынуждены были его установить, пока укрепляли фундамент. Малейшая ошибка, и мы могли его потерять". Комиссию экспертов из ЮНЕСКО поразила отдача реставраторов и качество их работы. А 10-12 сентября эксперты вновь приедут в Москву - на сей раз оценить качество акустики. Но строители не волнуются по этому поводу. Ведь профессионалы уже дали свою оценку. По мнению директора Большого театра Геннадия Иксанова, акустика в ГАБТе сейчас даже лучше, чем была до реставрации. Впрочем, это и неудивительно. Ведь при советской власти во время ремонта Большого зала могли любую дырку залить бетоном, а сейчас зал снова отделан резонансной елью, как и во время его строительства в девятнадцатом веке.
"И все-таки нужно ли было рисковать, строя подземное здание?" - задал в ходе пресс-конференции ( судя по всему - не впервые) сам себе вопрос Ресин. И ответил на него: "Думаю, принятое на этот счет решение было оправданно. Ведь теперь у актеров в достаточном количестве репетиционных залов, есть служебные помещения и у хора, и оркестра, которых у них никогда не было. Словом, созданы все условия для творческой плодотворной работы прославленного коллектива театра.
Особой гордостью строителей является безопасность здания. Чего тут только нет! Противопожарный занавес, подача воды под давлением почти 200 атмосфер, по две эвакуационные лестницы с каждого из четырех ярусов подземного зала и запасные выходы возле фонтанов на площади перед Большим...
Предварительная цена реконструкции - 20 миллиардов рублей. Окончательная станет известна, как это и бывает, после передачи здания пользователям. На что были потрачены эти средства, журналистам вчера не просто рассказали, но и показали в ходе устроенного специального пресс-тура по Большому театру. В числе новых залов, которые получил театр в ходе реконструкции, например, Большой балетный зал. Он расположен над арьерсценой на "плюс шестом уровне". Его высота 7,5 метра, ширина - 22 метра и столько же длина. "Это самой большой репетиционный балетный зал в мире, - гордится художественный руководитель балета ГАБТ Сергей Филин. - По размерам он сопоставим со сценой". Не меньше поражает и его техническая оснащенность, в частности, собственная система звуко- и шумоизоляции, состоящая из специальных панелей, которыми обшиты стены, и двухслойного подвесного потолка. Сделано это для того, чтобы защитить театр от шума проходящего по соседству метрополитена.
Для большего комфорта артистов в балетном зале постелили универсальное покрытие "Арлекин", разработанное в Англии вместе с врачами-ортопедами. "Конечно, прыгать лучше артисты не станут - это все-таки зависит от профессионализма и мастерства, - сказал Филин. - Но уставать будут меньше, это точно". Напольное покрытие также обладает шумопоглощающими свойствами и может подавлять эхо. В России его до сих пор не использовали, поэтому для укладки пригласили специалистов из Франции, которые покрывают этим материалом сцены самых известных театров мира более десяти лет. Этот уникальный зал, по замыслу творческого коллектива, будет назван в честь гордости Большого - балерины Галины Улановой. На стенах появятся ее фотографии и портреты.
- Первые репетиции здесь начнутся в конце августа - начале сентября, - сказал Филин. Пока же у них заканчивается рабочий контракт, а потом всей уйдут в отпуск". И уже отдохнувшие и набравшиеся сил, актеры войдут в обновленный Большой театр и по достоинству его оценят. Кстати, классы и залы для репетиций разместятся также и в соседнем доме Хомякова, который станет служебным корпусом Большого театра. С основным зданием он будет теперь связан теплым переходом.
Театр, говорят строители, создается и для артистов, и для публики. Зрительный зал выглядит точно так, как в ХIХ веке. Вернулось даже прежнее количество посадочных мест, теперь их 1740. В советское время из-за необходимости проведения собраний и съездов количество мест увеличили до двух тысяч, о комфорте тогда никто мечтать не смел. Теперь кресла стали намного удобнее (их специально для Большого театра изготовили в Италии), и, кроме того, часть из них приспособили для людей с ограниченными возможностями. Для инвалидов по слуху, к примеру, установили 28 кресел во втором ряду амфитеатра, в спинки которых вмонтировали экраны с "бегущей строкой". Декор зала восстановили в том виде, каким его изначально задумал архитектор Альберт Кавос. Чем ниже ярус, тем гуще его рельефная декорация, скомпонованная из элементов архитектуры Возрождения, барокко, рококо. На все убранство реставраторы потратили около 4,5 килограмма сусального золота. А 700 мастеров-позолотчиков пришлось собирать по всей России, в столице такого количества специалистов просто не нашлось.