Оборот рынка общественного питания в России по итогам I квартала 2011 года достиг 60,9 млрд рублей, превысив аналогичный показатель прошлого года на 3,3%, говорится в исследовании Euromonitor. В то же время, по итогам 2010 года, весь оборот ресторанного рынка России составил 768 млрд рублей, что на 1,4% больше аналогичного показателя 2009 года.
"В 2009 году стремление россиян сэкономить на питании вне дома привело к сокращению объема рынка общепита на 12,8% по сравнению с предыдущими годами, - рассказывает руководитель компании "Ресторанный консалтинг" Сергей Миронов. - Многие проекты - как сетевые, так и одиночные - не пережили финансовый кризис и закрылись. Наиболее уязвимыми оказались сети, включающие 3-5 заведений. Но, по моему мнению, вынужденная "зачистка" рынка общепита благоприятно отразилась на этой отрасли. Те же заведения, которые решили бороться за выживание до последнего, привлекали клиентов различными скидками и программами лояльности, о чем даже не помышляли в предкризисные годы. Между тем популярный и динамично растущий до кризиса сегмент кофеен по глобальным экономическим причинам снизил темпы роста - в общей массе заведений общепита кофейни занимают долю в 21,8%. Демократичным ресторанам (casual dining) принадлежит чуть более 36% всего рынка общепита. Лучше всего в России финансовый кризис пережили сегменты фастфуда и стритфуда, что вполне укладывается в общемировую тенденцию. Оборот от продажи гамбургеров в мире составляет примерно 23,7 млрд долларов в год, пиццы - 20 млрд, цыплят - 7,3 млрд, бифштексов - свыше 9 млрд долларов в год".
По словам экспертов, реальные признаки восстановления российского рынка общепита стали видны в мае 2010 года. Так, по сведениям агентства "Комкон", на конец 2010 года завсегдатаями ресторанов называли себя 38,8% россиян, хотя годом ранее этот показатель был почти вдвое ниже (26%). Расширение крупных сетей было настолько динамичным, что, несмотря на кризис, со второго полугодия 2008 года по первый квартал текущего года число сетевых заведений выросло на 14,8%. На конец первого квартала 2011 года в России действовало 344 сети заведений общественного питания - рестораны, кафе, бары, заведения фастфуда, кофейни и уличные киоски - с 6379 точками.
Среди международных сетей, присутствующих на российском рынке, лидером остается McDonald's. По оценкам аналитиков, на территории России по состоянию на конец I квартала 2011 года действовали около 276 ресторанов этой сети. На втором месте расположилась сеть Baskin-Robbins, в управлении которой находятся около 246 заведений. В тройку лидеров среди международных сетей по количеству заведений также входит Subway, который за последние три года увеличил число сетевых заведений, расположенных в России, с 41 до 185 точек.
При этом аналитики Research ожидают, что оборот рынка общественного питания России в 2011 году превзойдет докризисный уровень, а к 2012 году он превысит рекордную сумму в 860 млрд рублей.
"Ситуация в этой сфере в целом улучшается, однако некоторые заведения общепита по-прежнему работают на грани рентабельности, - отмечает Александр Шталенков. - К тому же оборот в отрасли растет в том числе за счет высокой инфляции, которая отражается на резком росте цен продуктов питания. Натуральные показатели, конечно, тоже постепенно увеличиваются, но бурного роста здесь не будет. Однако бизнес не может переложить резко возросшие цены на потребителей. Поэтому он вынужден сдерживать рост цен за счет своих издержек. Тем самым уменьшается рентабельность, но привлекаются новые клиенты". Эксперт считает, что сейчас возвращается интерес к среднему сегменту общепита. По его словам, это уже видно в столицах, а регионы запаздывают на полгода-год.
"Действительно, серьезный рост наблюдается в основном в среднем ценовом сегменте, - поддержал коллегу Сергей Миронов. - В заведениях премиум-класса особых изменений не наблюдается. Рестораны необоснованно открываются и закрываются в огромных количествах. Часть заведений увеличила прибыль, кто-то вернул потерянное, но многие реально упали и до сих пор существуют на грани рентабельности, поскольку ресторанный бизнес может таить много рисков для потенциальных инвесторов. Так, в России полностью отсутствует серьезный рыночный опыт в ресторанной сфере, подкрепленный многолетними традициями. Кроме того, в стране нет наработанной методологической базы, помогающей вести бизнес. К примеру, еще не разработана подробная классификация заведений - вместо нее есть простейшее перечисление: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная. Неудивительно, что многие инвесторы рассматривают рестораны как своего рода игрушки, которые, конечно, должны приносить деньги, но, что еще важнее, не требуют большого внимания".