26.07.2011 13:25
Культура

Фильм Виталия Манского "Родина или Смерть" выходит в российский прокат

Текст:  Аглая Смирнова
Читать на сайте RG.RU

В четверг, 28 июля, в российский прокат выходит документальная картина о Кубе "Родина или Смерть" Виталия Манского. Состоявшаяся в этом году на "Кинотавре" премьера фильма стала одним из главных событий фестиваля.

Виталий Манский - один из наиболее известных российских документалистов. Он снял более 30 картин, и практически все они получали призы международных фестивалей и демонстрировались главными европейскими телеканалами. Самые "шумные" проекты Манского - это "Тело Ленина" (о Мавзолее и содержании тела В.И. Ленина), "Путин. Високосный год" (первая попытка российских документалистов создать его реальный портрет), "Анатомия Тату" (о взлете и бешеном успехе группы "Тату"), "Наша Родина" (о судьбах одноклассников режиссера и о том, чем сегодня для них является Родина), "Девственность" (об изменении ценностей в современном мире).

Новый фильм Манского снимался на Кубе в течение двух лет. Получить разрешение на съемки в этой стране практически невозможно, съемочная группа с большим трудом убедила власти, что снимать будут кино о сальсе. И сальсы в фильме действительно много. На фоне этой музыки разворачивается рассказ о людях, более 50-ти лет живущих под лозунгом победившей революции "Родина или Смерть". Существующих за гранью бедности и сохраняющих удивительное, почти неправдоподобное жизнелюбие.

Перед началом широкого проката своего фильма Виталий Манский ответил на вопросы корреспондента сайта "РГ":

- Виталий, все ваши предыдущие работы были так или иначе связаны с Советским Союзом и Россией. Как появилась идея снимать на Кубе?

- Эта история тоже, в некотором роде, про Советский Союз. Такая документальная машина времени. Мы сами не так давно выбирались из социалистического прошлого, набивая шишки. И сейчас, уже с этими шишками, любопытно посмотреть на страну, которая стоит на пороге таких же серьезных, кардинальных изменений. Вообще, для документалиста идеально - попасть в тот самый момент, когда все происходит. Но тут меня увлекло ощущение нарастания бури, которое почти физически ощущается на Кубе.

- Что было самым сложным во время съемок?

- Сложно было все. Из этого производственного коллапса сложно что-то вычленить. Начиная от полного отсутствия мобильной связи и интернета, невозможности купить батарейки, оканчивая строжайшими порядками, которые диктуют спецслужбы, и которые никак не способствуют съемкам. Это моя самая производственно-сложная картина. При том, что я снимал и на войне.

- "Родина или смерть" - это кино-наблюдение, или, все-таки, некий конкретный посыл, который бы вы хотели донести до зрителей?

- Я думаю, что картина обладает очень мощным идеологическим и философским посылом, при этом оставаясь простой и человеческой. Жизнь и смерть - вот что в центре этой истории. То, чего никто еще не избегал. Мысли об этом посещают каждого человека. Социалистическая составляющая в фильме - это фон. Главное - рефлексия и ощущения по поводу смерти. И жизни. Льщу себя надеждой, что поднимаю здесь глубинные вопросы человеческого бытия.

- Это редкость, когда документальное кино выходит в широкий прокат…

- Это первая из моих работ, которая существует только в пространстве кинозала: большого экрана и темной комнаты. На DVD, по телевизору или в интернете нельзя увидеть ее такой, как я ее снял. Это будет просто тень, информационная справка о фильме. Эту историю можно смотреть только в кинозале. Она так снята.

Фильм Виталия Манского "Родина или смерть" можно будет посмотреть в московских кинотеатрах "Ролан", "5 звезд на Новокузнецкой" и "Пионер" с 28 июля.

Кино и ТВ