Искусственные неровности - так официально называются нелюбимые в народе "лежачие полицейские".
Сейчас в связи с реформой МВД уточняются правила обжалования действий живых полицейских, а как быть с искусственными? На "лежачих полицейских", а точнее, на тех, кто их установил, тоже можно подать в суд.
Как сообщили корреспонденту "РГ" в УГИБДД по Московской области, "лежачих" устанавливают как правило в тех местах, где гибли или получали травмы люди. Поэтому они нужны. Для них есть единый стандарт, который одинаков на всей территории РФ - ГОСТ Р 52605-2006. Он был принят в 2008 году, кстати, впервые в истории России. А до этого установку искусственных неровностей регулировали только "Временные нормы и правила на устройство ИДН", утвержденные правительством Москвы в 2000 году. Для других регионов действовали подобные временные нормативы местных властей.
Не удивительно, что за многие годы на дорогах страны появилось достаточное количество разновеликих и самостийно положенных "полицейских". Убирать их никто не торопится, поскольку и демонтаж стоит денег.
Но "лежачие полицейские" могут быть не только полезны, но и опасны. Многие современные автомобили имеют очень низкий клиренс. Даже при скорости в 40 километров автомобиль с маленьким просветом между днищем и асфальтом может подпрыгнуть на "полицейском" и что-то себе повредить. Нередко такое происходит потому, что искусственная неровность установлена не по правилам, поскольку все разрешенные "полицейские" сертифицированы и проверены для машин разных типов.
ГОСТом установлено, что высота легальной неровности не должна превышать 7 сантиметров. При этом "лежачие полицейские" могут быть двух видов - сборными, а также асфальто-бетонными, то есть просто возвышениями на дороге из того же материала, что и сама трасса. Но при этом ГОСТ предписывает жесткие дополнительные требования. Недостаточно просто накатать холмик на дороге. "Лежачий полицейский" только тогда может называться таковым, если перед ним с обеих сторон трассы установлены соответствующие знаки "Внимание, неровности". Плюс он должен быть оборудован разметкой, чтобы быть заметным на дороге. И еще немаловажная деталь, он должен быть установлен таким образом, чтобы был сток дождевой воды и в местах неровностей не образовывались лужи, способные привести к аквапланингу при резком торможении и в конечном результате к авариям.
Все эти положения жесткие и приводят к удорожанию устройства. Сертифицированный по ГОСТу сборный "лежачий полицейский" со световозвращающими материалами, армированный металлокордом для устойчивости к сдвиговым деформациям, с анкерными болтами и прочими элементами без установки стоит примерно 17 тысяч рублей. Его укладка обойдется еще в 11 тысяч. Не каждой администрации такое по карману. Естественно, что зачастую лепят как придется.
В ГОСТе четко прописано, что "лежачих полицейских" не должно быть более пяти на одном участке трассы. Запрещена их установка на федеральных и скоростных трассах, около остановок общественного транспорта, на мостах, эстакадах, в тоннелях и проездах под мостами, на подъездах к больницам, пожарным станциям, "скорой помощи" и другим экстренным службам. Разрешение на установку неровностей, как пояснили нам в ГАИ, необходимо получать в любом случае. Даже если речь идет об огороженных коттеджных поселках. Ведь по словам начальника УГИБДД по Московской области Сергея Сергеева, авария может произойти в любом месте.
Что же делать человеку, если его автомобиль получил повреждения из-за "искусственной неровности"? Во первых - необходимо вызвать ГАИ, как при обычной аварии. Ее экипаж обязан оформить материал. В процессе расследования будет установлена причина происшествия . И если ДТП произошло по вине несертифицированного или незаконно установленного "полицейского", то с выданной в ГАИ копией постановления пострадавший может обращаться в суд. Но выиграть процесс можно и в случае, если такой барьер установлен законно. Современные изделия, как правило, имеют гарантийный срок два года. А после могут начаться проблемы. Типичная ситуация: у "лежачих полицейских" выпадают части, а на дороге остаются торчать штыри крепежа. В ГОСТе четко прописано, что эксплуатация искусственной неровности в таком случае не допускается. При обнаружении какого-либо дефекта искусственных неровностей срок его устранения не должен превышать трех суток.
Как проверить легальность установки "полицейского"? Гаишники советуют обращаться в местную администрацию. Именно там, а не в ГАИ выдают разрешение на его установку. При каждой администрации действует комиссия по безопасности дорожного движения, которая рассматривает заявки на ограничение скорости и установку "искусственных неровностей". Там же хранится вся документация на них. Любой гражданин может обратиться туда и осведомиться по каждому конкретному "лежачему полицейскому".