Сегодня в России потребность в инновационных управленческих кадрах удовлетворена лишь на 30%. Зачастую это иностранцы либо россияне, получавшие образование за рубежом. Остальные 70% приходятся на бизнесменов-самоучек, а также руководителей, прошедших курсы MBA в странах - лидерах в области инноваций. Однако эти кадры редко могут правильно сориентироваться в специфике российских инноваций, поэтому около 40% неудач стартапов в России происходят именно из-за неправильной организации работы инновационного предприятия.
Как известно, в инновационном процессе уязвимым звеном становится переход от научно-исследовательских разработок к выпуску инновационной продукции, то есть коммерциализация новшеств, а также проблема необходимости и выявления коммерческой значимости продуктов проводимых исследований. В связи с тем что зачастую сами разработчики далеко не всегда подготовлены к выведению на рынок новой продукции или внедрению новой технологии, ощущается острая нехватка специалистов, способных управлять инновационными разработками. Вследствие этого на рынке труда страны вырос спрос на высококвалифицированный управленческий персонал в области инновационного менеджмента. В то же время рынку предложить пока нечего.
Мы уже сейчас сталкиваемся с серьезной нехваткой профессиональных специалистов и менеджеров инновационного типа, способных в полной мере не только использовать научные достижения, но и ориентированных на создание новшеств, внедрение их во все сферы российской экономики. И если ситуация в корне не изменится, то в ближайшие 5-7 лет всего 10% инновационных предприятий будут обеспечены достойными работниками и управленцами. Между тем наличие таких современных специалистов выступает необходимой предпосылкой для формирования эффективной национальной инновационной системы. Инновационное развитие страны требует перехода к опережающему образованию, возникает необходимость подготовки специалистов, которые потребуются завтра, несмотря на то что сегодня для них в стране может не оказаться работы. Но нужно учитывать, что для получения и выполнения высокотехнологичной работы нужны диверсифицированные новейшие знания и навыки.
При этом вполне очевидно, что число внедряемых высокотехнологичных решений сегодня определяет конкурентоспособность страны на мировом рынке, ее положение в экономическом сообществе. И нельзя упускать из виду, что оперативное внедрение инновационных разработок невозможно без специалистов, грамотно управляющих инновационным процессом, а здесь и нужна специально подготовленная система обучения внедрению инноваций.
Правда, до сих пор при подготовке менеджеров традиционно делается упор на систему теоретических знаний. Но для эффективной подготовки менеджеров инновационного типа недостаточно знать теорию и понимать "технологию" процесса - нужно приобрести соответствующие навыки и значительный практический опыт, точно так же, как невозможно научиться вождению автомобиля лишь на основе теоретических знаний. В то же время послевузовский уровень (повышение квалификации и переподготовка) менеджеров для обучения их инновационным подходам и технологиям недостаточно развит, и большинство руководителей производства полагаются в основном на свое управленческое чутье и опыт.
Таким образом, несмотря на то что инновационная экономика нуждается в высококвалифицированных менеджерах, есть ряд проблем, связанных с подготовкой менеджеров инновационного типа. Среди них: слабая интеграция между образованием, наукой и производством, несоответствие потребностей экономики и номенклатуры специальностей вузов, низкий уровень взаимодействия вузов со стейкхолдерами, отсутствие согласованности между требованиями бизнеса и компетенциями, приобретаемыми в системе образования, а также снижение требований к качеству учебного процесса, связанное с увеличением приема в вузы на коммерческой основе.
При этом определенные продвижения в сторону инновационной реформы высшего образования уже начались. Так, постепенно происходит сокращение традиционных форм проведения лекций и семинаров, рассчитанных на прямой контакт преподавателя, передающего знания, со студентами, воспринимающими эти знания. Такие формы должны оставаться главными только на этапе ознакомления с материалом, а в дальнейшем первенство должны занимать активные методы. В частности, кейс-методы, анализ всевозможных реальных проблемных ситуаций, наработка успешных приемов профессиональной деятельности (например, тренинги) в дальнейшем становятся основой так называемого "практического интеллекта". Новое в том, что неотъемлемой частью процесса получения знаний становится опыт их применения в реальном деле - исследовании, проектировании, изготовлении продукта.
Сегодня помимо традиционных форм образования стало распространяться дистанционное обучение. Эта форма обучения достаточно эффективна в развитых странах, она оптимальна особенно при получении второго высшего образования по специальности менеджмент. Объяснение этому простое: желающие получить второе высшее образование - это, как правило, занятые в бизнесе люди. И получение образования через дистанционное обучение - это единственная для них возможность получения знаний в удобное время.