С 2012 года ставка страховых взносов будет снижена с 34% до 30%, а для малого бизнеса - до 20%. При этом выпадающие доходы Пенсионного фонда, по замыслу минфина, будут компенсированы введением дополнительного взноса в 10% с зарплат, размер которых превышает 45 тыс. руб. в месяц. К чему это приведет, эксперты обсудили в ходе конференции, организованной компанией "Финам".
По оценкам, новации коснутся 7-8% россиян, зарплаты которых превышают 45 тыс. руб., теперь за них работодатели будут перечислять взносов даже больше, чем при ставке в 34%. "Сейчас страховыми взносами в 34% облагается доход до 463 000 руб. в год (38 583 руб. в месяц), с превышения этого уровня взносы не платятся. Порог ежегодно увеличивается в соответствии с ростом средней по стране зарплаты, в 2012 г. она будет, по прогнозам минэкономразвития, на 10,6% выше. Значит, порог облагаемого взносами заработка повышается до 512 000 руб., - объясняет Александр Осин, главный экономист УК "Финам Менеджмент". - При зар платах до 45 000 руб. в месяц по новым правилам объем уплачиваемых работодателем взносов будет меньше, чем в этом году (поскольку общая ставка снижается с 34 до 30%). А вот при зарплатах от 59 800 руб. в мес. и выше объем уплачиваемых за такого сотрудника взносов окажется даже больше, чем при нынешней ставке в 34%. Так, с зарплат в 60 000 руб. в мес. при ставке 34% работодатель в 2011 г. заплатит 157 420 руб., в 2012 г. при ставке 34% он заплатил бы 174 080 руб. При снижении ставки до 30%, но введении дополнительного тарифа в 10% работодатель заплатит 174 400 руб.".
Введение дополнительного взноса эксперты оценивают негативно, отмечая, что оно способно не только ослабить темпы экономического роста, но и увести "в тень" значительную часть экономики. По подсчетам экономистов, в результате налогового ужесточения доля "черных" зарплат и доходов в экономике уже выросла приблизительно на 10%: "Номинальные доходы населения России в мае увеличились на 3,2%, номинальная зарплата выросла на 12,5%. Можно предположить, что не все доходы были показаны налоговым, статистическим службам, что и послужило причиной различия в данных показателях".
Сейчас эта цифра может вырасти еще больше. "В "серую тень" могут уйти зарплаты руководителей и высокооплачиваемых специалистов. В итоге по официальной отчетности сократится разрыв между обеспеченными и малоимущими, в действительности же он усилится. Что касается компаний, принципиально работающих по "белой схеме", то здесь, возможно, замедлятся темпы роста зарплат, - прогнозирует Алексей Захаров, президент рекрутингового портала Superjob.ru. - Что касается рынка труда, то возможно также замедление роста зарплатных предложений для высококвалифицированных специалистов, а на них уже сейчас наблюдается дефицит. Поэтому как раз возможно "уплотнение" штатного расписания - сокращение численности линейных сотрудников (с уровнем дохода до 512 тыс. в год) с целью высвободить средства из фонда оплаты труда для высококвалифицированного специалиста. Такой сценарий может привести к росту числа безработных и возрастанию рабочей нагрузки на оставшихся линейных сотрудников".
Новации в зарплатной политике направлены на оперативное решение бюджетных проблем, уверены эксперты. "Сегодняшняя потребность в повышении налогов связана с потребностью финансирования раздутых расходов государства, которые в предвыборный год особенно велики, - считает эксперт Экономической экспертной Группы Александра Суслина. - Многие решения, принятые в рамках посткризисных восстановительных мер, привели к существенному росту расходов, в том числе социальных. "Кубышка", в которую складывались сверхдоходы от нефти, почти пуста - ее размеров не хватит на финансирование всех нужд". Подобного мнения придерживается и Алексей Захаров, по мнению которого налог для высокооплачиваемых специалистов вводят для латания дыр в Пенсионном фонде: "Проект представляется экспериментом с целью проверить, можно ли таким способом восполнить дефицит бюджета. Налоговые изменения относительно страховых взносов с оплаты труда, вступившие в силу с января 2011 года, менее через полгода показали свою неэффективность (несмотря на увеличение налоговых ставок). Однако нет никаких гарантий, что через год мы не увидим новых налоговых ставок и схем".