Вопросы инноваций в строительстве и инфраструктурных проектах вышли на первый план во время обсуждения на саммите деловых кругов "Сильная Россия - 2011". Без инновационных ресурсов сложно всколыхнуть отечественную строительную отрасль. Если в ближайшее время не начнется активного вливания инноваций, строительство в стране обречено на деградацию и саморазрушение. И как минимум отрасль ждет снижение конкурентоспособности, уменьшение количественных и качественных показателей. Цифры говорят сами за себя: по данным за пять месяцев этого года, динамика ввода жилья примерно на 6,7% хуже по сравнению с апрелем прошлого года. Хотя в денежном выражении выполнение по строительным работам составило плюс 0,8%. Но это статистические данные. А если 0,8% перевести в инфляционную составляющую, посчитать с учетом удорожания стоимости строительных материалов и стоимости работ, то это будет примерно минус 20% к докризисному периоду.
Запланированные 60 млн квадратных метров жилья в этом году сдать будет проблематично. Между тем правительством поставлена задача - к 2015 году ввести 100 млн квадратных метров жилья, а к 2020 году - 140 млн квадратов. Теперь для их выполнения нужно решить несколько принципиальных вопросов: заранее проводить изыскания, нужна инженерная подготовка территорий, необходимо подготовить проектно-сметную документацию. До 2015 года еще три с половиной года, однако если документация не появится в ближайшие два-три года на объем 100 млн кв. м в год - то тогда можно считать, что программа провалится. Если не будут вкладывать деньги в инженерную инфраструктуру, то, безусловно, не будут готовы объекты.
Вселяет оптимизм, что, по данным Росстата, наблюдается значительный рост выпуска изделий и продукции промышленности строительных материалов - причем по всем видам - цемент, кирпич, стекло и т. д. Причем не на 5-7, а на 25-30%. По данным за пять месяцев 2011 года, производство строительных материалов выросло с 10 до 20%, включая и цементную группу. За это время выпустили всего 18 млн тонн цемента. То есть рост ощутимый.
Кроме того, по имеющимся данным, закладывается и ведется строительство значительного числа новых предприятий промышленности строительных материалов, в том числе и цементных заводов, с участием отечественных и западных инвесторов. Это говорит о том, что сейчас строительство потребляет и требует все больше и больше продукции и материалов промышленности. Не секрет, что продукция строительных комбинатов идет на крупнейшие строительные объекты, на которых работает вся Россия. Это сочинская Олимпиада, это саммит АТЭС на Дальнем Востоке, это Универсиада в Казани. Но для того чтобы строительный бизнес развивался, чтобы строительный процесс шел, необходимо, чтобы эта стройка шла во всех городах, поселках, деревнях.
Сегодня крайне необходимо создавать задел по проектно-сметной и градостроительной документации, готовить площадки под застройку, обеспечивать их коммуникациями, заранее прорабатывать вопросы финансирования социальной инфраструктуры. Пока такая работа ведется очень медленно. Если ничего не изменится, то никакого ежегодного ввода 1 кв. м на каждого россиянина ни к 2020 году, ни потом мы не достигнем.
Очень показателен пример малоэтажного строительства. Пять лет назад о нем много говорили, но мало что делали. И не было в этом секторе ничего новомодного и современного. Но когда стало понятно, что за данным видом строительства будущее и что это направление будет всячески поддерживаться государством, то промышленность для малоэтажного строительства сразу начала развиваться. Сначала появились небольшие кустарные производства, а потом им на смену пришли специализированные ДСК для малоэтажного жилья. Сегодня на малоэтажку приходится уже около 50% от всего возводимого объема жилья.
Мы серьезно отстаем и в строительстве дорог. В нашей стране, по статистическим данным, числится порядка 900 тысяч километров разных дорог, и в основном они с грунтовым покрытием. Недавно два ведомства затеяли спор, сколько же у нас дорог. Росимущество определило, что в России 410 тысяч километров федеральных дорог, а ведомство, отвечающее за дороги, говорит, что у нас всего лишь 50 тысяч километров федеральных трасс. Каким образом 360 тысяч километров дорог при подсчетах, инвентаризации куда-то затерялись?
Если говорить о плотности дорог даже в одной нашей столице, то магистрали опоясывают всего лишь 7% территории Москвы. Для сравнения, в Европе - 25-27%, в Америке - 30-35%. Вот исходя из этого мы должны сделать и архитектурные, и строительные, и проектные выводы, как должны развиваться города.