27.07.2011 00:25
Власть

На 2012-2016 годы в столице готовится программа "Информационный город"

Станет ли лучше жизнь москвичей в "Информационном городе"
Текст:  Любовь Проценко
Российская газета - Столичный выпуск: №162 (5538)
Читать на сайте RG.RU

Программу "Электронная Москва", которая принималась в городе с 2005 года, москвичи благополучно не заметили. Сейчас готовится новая программа - "Информационный город" на 2012-2016 годы. Изменит ли она что-нибудь в жизни жителей столицы? Об этом - беседа корреспондента "РГ" с руководителем департамента информационных технологий Москвы Артемом Ермолаевым.

Российская газета: Артем Валерьевич! На заседании правительства Москвы вы заявили, что цель программы - улучшить качество жизни москвичей...

Артем Ермолаев: Это так. Что такое качество жизни? Основной его показатель - открытость информации. Поэтому информационные технологии и связь - непременные условия развития любой из сфер жизни города. И Москва частично их уже имеет. Например, уровень ее покрытия широкополосным Интернетом - около 60 процентов, что приближается к мировым показателям. Проникновение сотовой связи - 200 процентов, что равняется Сингапуру, Нью-Йорку, Гонконгу. Да и денег бюджетных на информационные технологии мы тратим почти как они - 23 миллиарда рублей в год. Только с разными результатами.

РГ: Почему?

Ермолаев: В наших школах, например, всего 9 компьютеров на 100 учащихся, а у преподавателей еще меньше. О качестве и не говорю - все закуплены в основном в 1990-х годах. Даже классы информатики есть не везде.

РГ: Когда можно ожидать перемен?

Ермолаев: В этом году комплекты для классов информатики получат первые 300 школ. У 10 тысяч учителей, кроме физрука и учителя труда, в новом учебном году появится ноутбук, с помощью которого он будет вести свой предмет. Вместо толстой пачки тетрадей под мышкой, с которыми педагоги ходят домой, они смогут отправить контрольные работы в электронном виде на свой адрес. Затем добавится электронный дневник. В итоге родители узнают в тот же вечер, что сегодня сынишка с уроков - пять баллов или два.

Планируем развивать в школах и беспроводной Wi-Fi - чтобы и дети, и их наставники постепенно входили в коммуникационное пространство, пользовались им как для получения знаний, так и для общения. По новому госконтракту скорость доступа для большинства школ увеличена с 2 мегабит в секунду до 10. В здравоохранении информатизация началась с внедрения управления потоком пациентовили попросту с электронной записи к врачу.

РГ: В Перми она внедрена несколько лет назад. Почему столица отстает?

Ермолаев: У Москвы иные масштабы. Знаете, сколько у нас врачей? 20 тысяч! Всех надо внести в базу данных, синхронизировать их расписания работы. К Интернету клиники уже подключили. Но и здесь та же проблема, что и в школах, - у врачей нет ни компьютеров, ни локальных вычислительных, ни структурированных кабельных сетей. Все надо создать до конца года. Открывающиеся возможности протестируем пока на одном округе.

РГ: История болезни будет тоже в электронном виде? Чтобы горожанину не приходилось в новой поликлинике начинать ее с нуля и бегать за выписками по всему городу.

Ермолаев: Это одна из задач "Информационного города". Ее решение попутно избавит от каракулей врача, которые пациент вынужден разбирать всякий раз, получив рецепт. Эта проблема также будет решаться в рамках эксперимента в отдельно взятом округе. Думаю, в первом квартале 2012 года получим результаты, а через год развернемся в целом по городу. Что сложнее всего? Система должна быть доступной для врачей и в то же время - закрытой для доступа извне.

РГ: От больных. Надо ли ее закрывать от них?

Ермолаев: Пациент же не будет лечить себя сам. К тому же, если карта доступна больному, всегда найдется с десяток спецов, способных вскрыть Интернет и прочесть ее. Таким образом, встает выбор между удобством и безопасностью.

РГ: За границей москвичей удивляет общественный транспорт. В Швейцарии по расписанию автобуса, можно, например, сверять часы. Столичные власти заявили, что такое будет и в Москве после появления интеллектуальной транспортной системы...

Ермолаев: Справиться с пробками можно, лишь сначала тщательно проанализировав, где и когда они возникают. Но весь ужас состоит в том, что информации, которая позволила бы смоделировать ситуацию и принять решение, пока нет. Например, мы не имеем представления, как в городе работают светофоры. Их в Москве - 3,5 тысячи, а управляемых - меньше 50. Поэтому сначала предстоит оснастить город максимальным количеством датчиков, чтобы заиметь данные, которые в будущем потребуются для мониторинга и принятия решений. Общественный транспорт нужно оснастить модулями ГЛОНАСС/GPS, чтобы сделать систему более управляемой.

РГ: На заседании правительства прозвучала и такая цифра: москвичи получают всего три процента госуслуг в электронном виде. Мизер!

Ермолаев: Как ни парадоксально, это, наверное, особенность менталитета. Кто-то долго не знал о такой возможности, кто-то - не доверял ей. Но переломный момент уже настал. Загранпаспортов в этом году оформлено через Интернет десятки тысяч.

РГ: Что еще можно получить в электронном виде кроме паспорта и ряда справок?

Ермолаев: Записать ребенка в спортивную школу. Достаточно войти в портал: pgu.mos.ru и узнать, какой набор секций имеется в интересующей вас школе, расписание занятий, фамилии тренеров. При оплате квартиры можно не ждать, когда почтальон положит в почтовый ящик единый платежный документ. Его легко запросить по Интернету. Таксисты получают разрешение на таксоперевозки, без которого с 1 сентября не смогут работать. Сейчас на сайте доступны 6 городских сервисов. К концу года будет 15. А к 2016 году оцифруем все 100 процентов услуг, которые могут быть электронными.

РГ: Все ли департаменты готовы к работе по информатизации?

Ермолаев: Те, о которых я сказал, готовы. Пока от чиновников это требует и времени, и затрат. Но скоро они почувствуют отдачу от этой работы.

РГ: Вы работаете только с информатизаторами подразделений правительства Москвы?

Ермолаев: Нет, мы в постоянной связи с руководителями, которые отвечают за административные регламенты. В чем, например, возникла сложность с созданием той же электронной записи к врачу? Дело в том, что эта функция никогда не была регламентирована. Точнее, регламентировалась неким распоряжением, изданным еще в 1950 году, когда не существовало даже компьютеров. Вместе с департаментом здравоохранения мы создали новый регламент. Скоро процесс будет возможно автоматизировать.

РГ: На заседаниях правительства почти все министры, заместители мэра и сам мэр сидят с айпадами или ноутбуками. Что это дает им? Возможность узнать через Интернет, что в мире делается? Или иметь информацию по городу, в подведомственных подразделениях?

Ермолаев: Информатизация правительства тоже еще в начале пути. Буквально пару недель назад участникам заседания перестали посылать по вторникам внушительную папку с документами. Сейчас повестка поступает в электронном виде. Кроме того, замы мэра и мэр уже подключены к электронному документообороту и примерно 60 процентов документов подписывают в электронном виде. На перевод остальных подразделений отводим два года.

РГ: Москвичам обещали создать и электронную книгу жалоб. Думаете, от нее будет больше пользы, чем от бумажных?

Ермолаев: Один из главных акцентов программы "Информационный город" - интерактивный диалог между жителями и властью. Для того чтобы он стал возможным, за ближайшие полтора года мы создадим геоинформационный ресурс, внешне похожий на Яндекс.Карты. Зачем он нужен? Сейчас многие москвичи ходят с телефонами, которыми можно сфотографировать все на свете. Скажем, возмутившие вас горы мусора на площади Белорусского вокзала, плохо заасфальтированный двор, протекающую крышу... Для того чтобы донести свое возмущение до власти, будет достаточно бросить фото с подписью на этот ресурс. Неважно, что вы не знаете, кто начальник вашего ГУИСа или глава района, - этого, как показал недавний опрос, почти никто из москвичей не знает. Достаточно написать, Тверская, 13, мусор. И система сама найдет адресата. А фотография на карте станет укором чиновнику.

РГ: Надо, чтобы адресат захотел принять меры по жалобе.

Ермолаев: Принять распорядительный документ, который обяжет чиновников реагировать на жалобы на сервере точно так же, как на письма с входящим номером, не проблема.

РГ: В Москве долгое время существовала социальная карта москвича. Потом федеральный центр принял решение о выпуске Универсальной электронной карты россиянина. Что в итоге получат жители столицы?

Ермолаев: Карту, соответствующую единым федеральным стандартам, но еще и с региональным приложением. В частности, в нем будут зафиксированы социальные льготы, зашита функция удостоверения личности, а также транспортное приложение, которое раньше имели только московские льготники. Теперь его смогут иметь все горожане. Подробности получения карты можно будет узнать через единый номер колл-центра, который в течение ближайшего месяца появится в Москве. Конкурс среди организаций на право его создания прошел буквально на днях.

А не позднее 1 ноября москвичи смогут подать заявление на получение таких карт. Мэр уже подписал постановление, в котором поручил заниматься этим ЗАГСам, ГУИСам, многофункциональным центрам и другим организациям. В течение месяца появится также документ, который позволит выдавать карту и работодателям, как это делается с карточкой пенсионного страхования.

Госуправление Технологии