28.07.2011 00:23
Общество

Более 300 аттракционов в Москве не прошли техосмотр

Власти взялись за обновление парка развлечений
Текст:  Ольга Нестерова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №164 (5540)
Читать на сайте RG.RU

В столице идут торги по закупке 350 новых аттракционов. Кто и как будет отвечать за безопасную эксплуатацию всей этой техники?

"Вальс", "Сюрприз" и другие

В Москве в этом году крутятся пять колес обозрения. В том числе - на ВВЦ (самое большое), в Измайловском парке и "Сокольниках" (в этих парках работают по два колеса). В ЦПКиО им. Горького оба колеса демонтированы: здесь полным ходом началась реконструкция, и, похоже, крупным аттракционам места больше не будет. Сейчас продолжают их разбирать. В Останкино колесо - на консервации, а в Филевском списано еще в прошлом году.

- Регистрацию у нас имеют 1016 механизированных аттракционов - от колес обозрения до мини-каров, - говорит корреспонденту "РГ" замначальника Спецгостехнадзора "Объединения административно-технических инспекций" Москвы (ОАТИ) Владимир Бачурин. - В этом сезоне в эксплуатацию допущено около 700, остальные пока не получили положительного заключения о техническом состоянии.

В городе есть и 140 экстремальных аттракционов - американские горки, "Башня падения", "Вальс", "Сюрприз" и другие. Все они принадлежат частным лицам, процентов на 60 - зарубежного производства. Не секрет, что наши бизнесмены закупают за границей в основном "бэушные" механизмы: цены на новые аттракционы кусаются. Детская карусель с лошадками стоит на рынке порядка 170 тысяч евро, а горка высотой 8 метров - до 250 тысяч евро. Но при всем этом столичный парк аттракционов постепенно обновляется.

Старикам тут не место?

- Если в 2005 году, когда образовалась наша инспекция, механизмов "в возрасте", проработавших больше 10 лет, было почти 70%, то теперь таких осталось около трети, - говорит Бачурин. - Тем не менее, любой аттракцион потенциально опасен. Даже на надувных батутах (которые, правда, не в нашем ведении) дети нередко получают серьезные травмы, что уж тут говорить об экстремальных аттракционах. К счастью, за последние несколько лет ни одного отказа механизма не зафиксировано, если не считать отключений электроэнергии. А причины ЧП почти всегда - человеческий фактор.

- В августе 2009 года вдруг остановилось колесо обозрения на ВВЦ, - рассказывает Бачурин. - Персонал растерялся, и людям, которые провисели в воздухе минут 40, пришлось вызывать МЧС по мобильникам. Потом выяснилось, что выпал единственный плохо закрепленный болт - вина собственника, не обеспечившего безопасного технического состояния! Пока шли суды "колесо" простояло под арестом, теперь оно снова на ходу.

Кстати, колесо на ВВЦ считается "молодым", недавно оно отпраздновало 15-летие. А самое старое колесо - в Чикаго, ему больше ста лет. У нас колесо-старожил, 1957 года рождения, стоит в Измайловском парке. Недавно его обследовали со всех сторон - все оказалось в порядке.

В Спецгостехнадзоре на каждый аттракцион заведено дело - всего тысяча с лишним папок с актами. Тут вся биография машин для развлечения - с фото, актами, протоколами-предписаниями. Инспекторы каждый день выходят в парки и торгово-развлекательные центры: они должны быть всюду, где установлены аттракционы (в городе 77 таких точек). Их задача - наблюдать за тем, как персонал эксплуатирует технику.

Все нарушения, вплоть до неокрашенного ограждения, фотографируются. В прошлом году было зафиксировано 10 нарушений, в этом - пока только 5.

Кто пойдет в карусельщики?

До драмы в парке "Лианозово", когда в 2004 году там рухнула крутящаяся карусель-платформа "Сюрприз" и 16 человек получили ранения, безопасностью аттракционов никто в постсоветской Москве всерьез не занимался.

Казалось бы, уроки были извлечены: в городе, например, появилась инспекция по надзору за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией аттракционной техники. Но ее полномочия ограничены, а закона о безопасности аттракционов в стране нет, хотя в Госдуме уже не первый год лежит на рассмотрении Технический регламент (проект федерального закона), который должен узаконить проведение обязательных проверок и надзор за каждым аттракционом.

А пока нет такого документа, инспекторы не вправе без решения суда останавливать показавшийся опасным аттракцион, им остается разве что вести визуальное наблюдение за его эксплуатацией. И писать бумажки: уведомления, предписания, постановления. Могут выписать штрафы, которые невелики - от 2 до 5 тысяч рублей. Сегодня единственный документ, которым они руководствуются, - "Временное положение о порядке регистрации, надзоре за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией аттракционной техники", утвержденное еще в 2006 году. Но, как признают столичные депутаты, документ сильно отстает от реалий сегодняшнего дня. Потому они взялись за разработку своего закона, регламентирующего эксплуатацию аттракционной техники, в котором хотят прописать все, вплоть до того, на кого ложится страховая ответственность и кто может работать карусельщиком.

Замначальника Спецгостехнадзора уверен, что обслуживать развлекательную технику должны квалифицированные работники. Один из учебных комбинатов города подготовил программу, по которой обучает персонал. Потом кандидаты проходят стажировку и только после этого получают допуск к эксплуатации механизма. Подготовкой персонала на территории России занимаются учебные центры ассоциаций РАППА и САПИР, а также Межрегиональный сертификационный центр.

По словам Бачурина, то же колесо обозрения должны обслуживать 8 человек, в том числе два инженера-техника, и только при такой организации можно свести человеческий фактор к минимуму. А иначе колесо так и будет зваться "чертовым".

Советы специалиста

На что посетителям аттракционов следует обращать внимание?

1 Прежде всего внимательно читайте правила пользования. Для тех, кто хочет развлечься, там указаны ограничения по возрасту, росту, весу, заболеваниям. В США, например, на катальной горе погибла девушка: резкие нагрузки привели к разрыву сосудов головного мозга.

2 На каждом аттракционе на видном месте обязательно должен быть указан его регистрационный номер, показывающий, что аттракцион здесь находится на законных основаниях, а на кассе аттракциона, перед глазами отдыхающих, - талон допуска механизма к эксплуатации.

3 Контролер-посадчик должен обязательно иметь на груди специальный бейдж, где указывается его допуск к работе, его личные данные и наименование организации.

Досье "РГ"

ЧП на аттракционах в московских парках

2002 год. В ЦПКиО им. Горького на аттракционе "Тарзанка" погиб 21-летний москвич, сорвавшийся с резинового троса с высоты 60 метров. Причина - лопнул один из карабинов, закрепляющих трос.

2004 год. В Лианозовском парке на аттракционе-карусели "Сюрприз" обрушилась крутящаяся платформа с людьми. Ранения получили 16 человек.

2008 год. В Московском зоопарке детский паровозик сошел с рельсов и перевернулся. Две девочки 6 и 7 лет были госпитализированы.

2009 год. Аварийная остановка колеса обозрения на ВВЦ. Никто не пострадал, люди отделались испугом.

"Горячая линия" Спецгостехнадзора ОАТИ Москвы: (499) 268-55-83

Образ жизни Москва Столица