28.07.2011 00:06

В Москву из США приехал внук писателя Исаака Бабеля

В Москву из США приехал внук писателя-классика
Текст:  Сусанна Альперина
Читать на сайте RG.RU

Американцы снимают документальный фильм об Исааке Бабеле, а в России готовится к выходу книга воспоминаний его вдовы - Антонины Пирожковой.

При этом внук писателя - режиссер, актер и профессор Андрей Малаев-Бабель не может найти поддержку, чтобы показывать свой моно-спектакль по рассказам деда, а в Одессе никак не могут собрать средства на единственный в городе памятник Исааку Бабелю.

Пока решаются эти две сложные задачи - жизнь идет своим чередом. Скульптор Георгий Франгулян (автор памятников Иосифу Бродскому, Булату Окуджаве, Дмитрию Лихачеву и другим) подготовил скульптурную композицию и очень надеется, что ее установят во время дня празднования города у Черного моря, а Андрей с оказией (по приглашению организации "Красная ленточка" и международного движения борьбы со СПИДом) все же привез в Москву постановку из пяти рассказов "Бабель: Как это делалось в Одессе". Правда, показал ее всего один раз на закрытом мероприятии для СМИ. Там и поговорила с ним обозреватель "РГ".

Российская газета: Долгое время вы с мамой были "невыездными" из США - не могли оставить бабушку - вдову Бабеля Антонину Пирожкову. К счастью, бабушка прожила долгую жизнь - 101 год. К сожалению, в прошлом году ее не стало. И вот вы - в Москве.

Андрей Малаев-Бабель: В Москву я приехал уже из Одессы. Потому что мы вместе с американскими документалистами снимаем фильм об Исааке Бабеле. Маршрут из Америки проходил через Париж, где Бабель часто бывал. Затем были в местечках подо Львовом, где развивалось действие "Конармии". Потом - Одесса, где журнал "Октябрь" и Всемирный клуб одесситов организовали Литературный фестиваль. Я принимал участие в его работе, и параллельно мы снимали бабелевские места.

РГ: Расскажите подробнее о документальном фильме.

Малаев-Бабель: Будет два варианта - русскоязычный и англоязычный. Им уже заинтересовались ведущие российские телеканалы. Фильм называется "В поисках Бабеля". Во-первых, это мой поиск - актерский и человеческий. И на своем пути я разговариваю со многими людьми, которые ищут Бабеля по-своему. Будь-то скульптор Франгулян, который ищет пластический образ деда, или литературоведы, или биографы. Таким образом, создается современный портрет Бабеля, который дает понять, каков вклад писателя в сегодняшний день.

РГ: В Одессе, в каких бабелевских местах вы были?

Малаев-Бабель: Это и квартира Бабеля, и дом, где он жил. Там, кстати, в подвальном помещении, во время нашего приезда, открыли Клуб Бабеля. Сделал это офицер, ныне проживающий в квартире писателя, он же спонсирует мемориальную доску на доме. Мы побывали в типографии, где Бабель работал наборщиком. Он изучил, как набирается книга, и потом, при наборе собственных книг, мог давать профессиональные советы издателям. Я стоял у того дома, где жил когда-то Бабель вместе с семьей, когда они гостили у тети Кати - зубного врача. У нее там в начале 20-го века был стоматологический офис. И представьте мое изумление, когда я подошел к этому дворику, и там было крупными буквами написано: "Стоматологическая поликлиника". Именно в квартире тёти Кати происходило действие рассказа Бабеля "Пробуждение".

"Эта Ежова - накрашенная сановница, а вы - настоящая женщина"

РГ: А бабелевские места в Москве? Его история, связанная с женой Ежова, вызывает неимоверный интерес.

Малаев-Бабель: Потому что это - сенсация, якобы любовный треугольник. Даже умные люди рассказывают, что, мол, Бабеля арестовали из-за Ежова.

РГ: И это будет в вашем фильме?

Малаев-Бабель: Будет. Ежов к этому имел весьма дальнее отношение, потому что практически в один день с Бабелем арестовали, например, Кольцова и Мейерхольда, и еще человек тысячу, если не больше. Неужели и этих людей арестовали из-за знакомства с Ежовым? За одну "Конармию" Бабеля могли уже давно арестовать, не правда ли? Если бы не Горький, то еще неизвестно, как бы сложилась бабелевская судьба в тридцатые годы.

В конце 20-х годов в Германии у Бабеля был короткий роман с женщиной, которая тогда Ежова еще и не знала. С Ежовым она встретилась значительно позже, и к этому времени никакого романа с Бабелем у неё давно уже не было. Я хорошо знал родственника тетки Бабеля - Михаила Порецкого. Как-то, сидя у нас на кухне, он гордо заявил: "После того, как Бабель встретился с Антониной Николаевной, он больше по девкам не ходил!" На что бабушка, которая могла бы быть шокирована, загадочно улыбнулась. Такая была любовь. Под конец жизни, бабушка всё-таки написала об этой любви, хотя долго этого избегала.Бабель был, конечно, рисковым человеком, но спать с женой Ежова на квартире наркома внутренних дела, не стал бы. Да это ему было и не нужно - у него была красавица молодая жена, в которой его восхищало всё. Он бабушке говорил: "Ежова - накрашенная сановница, а вы - рабочая женщина". Интерес Бабеля к Ежову очень хорошо описан Эренбургом, который сказал, что Бабель интересовался Ежовым в той же мере, что и наездниками на ипподроме, продавцами подержанных автомобилей во Франции, парижскими проститутками... Ему все было интересно. А Ежов был ему любопытен еще и потому, что это была попытка подойти к своей теме, разгадать "загадку нашей жизни и смерти" - ведь в руках этих людей в то время была наша жизнь. Ему нужно было знать их психологию. Он умудрился и в этих палачах увидеть что-то человеческое. И этого они ему и не простили!

"От бабушки 15 лет скрывали, что мужа нет"

РГ: Вы подготовили к печати книгу воспоминаний вашей бабушки - Антонины Пирожковой?

Малаев-Бабель: Да. Большой отрывок из нее будет опубликован осенью в журнале "Октябрь". А целиком книга выйдет в будущем году в издательстве "АСТ".

Книга действительно уникальная. В отличие от некоторых биографий Бабеля, это книга правдивая. Мне очень интересно, что пишут сегодня биографы Бабеля. Например, о том, что Бабель в 1932 году познакомился с какой-то самовольной девчонкой. Так отзывается о моей бабушке биограф Бабеля господин Рaйнхард Крумм. Я понимаю, что это немецкий специалист, который не способен до конца понять специфику советской истории и не знаком со многими материалами.

Бабушка моя была гениальным инженером, ее "инженерному перу" принадлежат такие станции московского метро, как обе "Киевские" - кольцевая и радиальная, "Площадь Революции", "Арбатская", "Маяковская". Когда она на стройку первой пятилетки приехала повидать брата, то глава "Кузнецкстроя" запретил начальнику станции продавать ей обратный билет, потому что ему хотелось иметь этого специалиста. Она была в течение десятилетий единственной женщиной-инженером в метро, главным конструктором Московского метрополитена. Вы понимаете, при ее биографии (жена врага народа), что это был за инженер! Бабель ею восхищался, показывал ее чертежи всем друзьям-писателям. Гордился ею, и не зря, потому что ордена в семье получала она, а не он. Я не понимаю, почему о Бабеле не напишет какой-то приличный писатель на его родине, почему документальные фильмы о Бабеле приходят из Дании, а биографии - из Германии? Я говорю не о немецком народе - читающей публике, которая Бабеля любит, а лично об этом человеке, который вот так вот может слегка "прогуляться" по трагической памяти жены, от которой 15 лет скрывали, что мужа нет. Она каждый день его ждала, и об этом немецкий биограф не написал.

"Бабель еще ждет своего режиссера"

РГ: Какие постановки Бабеля вам нравятся?

Малаев-Бабель: И кинематографические постановки Бабеля, и театральные, которые мне пришлось смотреть, в большинстве своем, никуда не годятся. Хотя есть поставленные с большим вкусом, например гончаровский "Закат". Но адекватно Бабеля не поставил еще никто. Впрочем, как и Олешу, как и Эрдмана.

Только один режиссер мог воплотить Бабеля в кино, который волею судеб его не поставил. Это Сергей Михайлович Эйзенштейн, большой друг Бабеля, считавший его кинематографическим и театральным писателем. Бабель еще ждет своего режиссера, потому что прежние постановщики не понимают одну вещь: для того чтобы сыграть Бабеля, нужны не характерные актеры, а взрывные, темпераментные и, я бы даже сказал, страстные. Актеров таких сейчас нет, потому что в основном они - умные, а не страстные. И если "Закат" Бабеля никто по этой причине сыграть не может, то "Марию" - можно, но нужно забыть, что существует слово "гротеск". Играть очень правдиво и искренне, психологически тонко. И я хочу поставить пьесу Исаака Бабеля "Мария", потому что мне в рамках документального фильма в Париже удалось поработать над ней с французскими актерами. В том числе и с Мариной Влади, которая рассказала мне о том, как Высоцкий любил Бабеля и как сама она его читала в оригинале.

Пять рассказов Исаака Бабеля, которые вошли в спектакль его внука:

память

РГ: Будет ли в этом году поставлен памятник Бабелю в Одессе?

Малаев-Бабель: Скульптор Георгий Франгулян работу над этим памятником уже закончил. Теперь памятник находится в Москве, под замком. История старая: Бабель - в Москве, под замком. Конечно, мы очень ждем того, что его отправят в Одессу и он наконец-то будет установлен на том самом месте перед домом Бабеля, где жили долгое время дед и его семья. Но вопрос упирается и в финансовую составляющую. Сбор средств на памятник Бабелю затягивается. Однако скульптор верит, что к 4 сентября состоится открытие памятника Бабелю в Одессе. Я тоже очень на это надеюсь.