Авторы хитов "Вечно молодой", "Больше чем жизнь", "Звезды 3000" готовились сыграть свои очередные премьеры на недавнем "Нашествии". Но тогда в их программу резко вмешались пилотажные группы "Стрижи" и "Русские витязи".
В итоге музыкантам пришлось раньше завершить свое выступление. Что было досадно для многотысячной аудитории, поскольку новый альбом, названный "Сделано в темноте" оказался интересной, хотя и не бесспорной работой. Если в прошлых релизах музыканты делали больший крен в напористый гитарный рок с затейливым использованием в инструментарии саксофона, то нынешний диск - более электронный. Со скрытыми в новых тембрах внутренней энергетикой и интеллигентскими самокопаниями. То в духе классической русской прозы, то - самоироничного Даниила Хармса... Обозреватель "РГ" расспросил лидера и фронтмена "Смысловых галлюцинаций" Сергея Бобунца о том, зачем творчеству популярной группы потребовалось столько экспериментов и перемен.
Российская газета: После диска "Сердца и моторы" - энергичного, напористого, с хлесткими гитарами и строчками, как летящие со стола осколки надежд и опустевших бокалов, нынешний - абсолютно другой. Невозможно не удивиться: что же такого кардинального и не очень оптимистичного случилось в жизни "Смысловых галлюцинаций" за последние три года?
Сергей Бобунец: Действительно, для нас альбомы - отражение того, что происходило с нами и вокруг нас. Но я бы не сказал, что "Сердца и моторы" был веселым, а "Сделано в темноте" оказался грустным. Возможно, само название придает альбому такой оттенок. Ну и сказалась, безусловно, атмосфера, в которой альбом создавался: я записывал все демо-треки по ночам, в своем кабинете, при свете монитора ноутбука и пары свечей. Наверное, это можно назвать самокопанием. Хотя для меня это перенос личных эмоциональных переживаний в творчество. Я всегда этим занимался.
РГ: Многие ваши песни, в частности "Розовые очки" и "Вечно молодой", люди поют под гитару, считают духовно важными для себя. Есть ли смысл усложнять музыкальный язык и уходить в электронику, если от вас ждут душевных и пронзительных гармоний?
|
Бобунец: Гарантированное написание хитов под силу, наверное, только маститым поп-продюсерам. Популярность не предскажешь. Вот наша новая песня "Погружаюсь" добралась уже до первого места в хит-параде "Чартова дюжина". А ни "Вечно молодой", ни "Зачем топтать мою любовь" или какая другая таких высот не достигали.
РГ: Недавно вы записали музыку к двум кинофильмам. Но странно, что к вам больше не обращался режиссер Алексей Балабанов, с которым вы сотрудничали в культовом фильме "Брат-2"?
Бобунец: Мы с радостью сделали бы что-то для него. А в промежутке между альбомами мы успели поучаствовать в двух фильмах: "Запрещенной реальности", которую продюсировал Егор Кончаловский, и фильме Павла Санаева "На игре. Новый уровень". Этот режиссер услышал нашу песню "Чужое небо", когда съемки были закончены. После чего ему пришла идея абсолютно другого финала. И они действительно пересняли его под нашу песню.
РГ: Сегодня вы вглядываетесь в жизнь для того, чтобы найти в ней поводы для радости, или в первую очередь подбираете впечатления для новых песен?
Бобунец: Да, мне нравится искать поводы для радости и счастья. Я вообще в жизни человек позитивный и улыбчивый. Возможно, этим я компенсирую некоторую мрачность в творчестве, замеченную вами.
РГ: В 70-90-х Екатеринбург был одной из трех рок-столиц наряду с Москвой и Санкт-Петербургом. Почему сейчас ситуация изменилась и новой - столь же дружной и энергичной волны "уральского рока" уже не слышно?
Бобунец: Не слышно, потому что практически не стало CМИ, заинтересованных в открытии новых имен. Раньше были радиостанции, которые ставили молодые группы - сейчас их нет, играют все те же артисты, что и 10 лет назад. Про ТВ я вообще молчу. В мае мы сделали фестиваль "Новая музыка Екатеринбурга" под открытым небом, где выступили 15 лучших молодых групп города. Хорошо только, чтобы СМИ научились их замечать. А пока эти музыканты сидят в Интернете и имеют там, кстати, немалую аудиторию.
РГ: Раньше музыкантам было где подрабатывать - кто на танцах, кто в ресторане, кто на свадьбах. Теперь почти везде крутятся диджеи, которые новую музыку не создают, зато паразитируют и зарабатывают на чужой. Вам приходится где-то еще работать, чтобы свести концы с концами?
Бобунец: Нет, "Смысловые галлюцинации" и наши проекты - это единственное, чем мы занимаемся. Нас нельзя назвать неблагополучной группой, но многим приходится сложнее. 15 лет назад у нас вообще денег не было, зато мироощущение было таким же жизнелюбивым, как и сейчас.
РГ: Как считаете, что вы выиграли и что проиграли, не переехав в Москву или Питер, как другие екатеринбургские звезды: Чичерина, Бутусов, Белкин, Полева, группы "Агата Кристи" и "Собаки Качалова"?!
Бобунец: Мы предпочли Екатеринбург, тем более что перед нами был живой пример успешной группы "Чайф". Что мы теряли, оставаясь дома? Большее количество клубных концертов в Москве. Столичные тусы?! Но я не тусовщик... А в Екатеринбурге мы остались в окружении друзей, на родной нам почве и не испытали обычных московских проблем, с которыми обычно сталкиваются приезжие музыканты: отсутствие жилья, денег и друзей.
РГ: Как считаете: нужно ли бороться с "пиратами", благодаря которым музыканты зарабатывают меньше, чем прежде? Хотя, кажется, многим артистам так даже выгоднее - через Интернет они получают бесплатную рекламу и пиар, поэтому и не желают карать нарушителей прав обладания треками?
Бобунец: Я ни с кем не боролся и не собираюсь. Считаю "пиратов" именно помощниками в распространении материала. До сих пор есть артисты в России, запрещающие фото- и видеосъемку на своих концертах, хотя это уже очевидный пережиток из ХХ века.
РГ: Вот и получается, что артисты потворствуют "пиратам", а оттого зло не остановить. Есть проблема и опаснее: с развитием "пиратства" умирает и альбомное мышление музыкантов. Да и сам формат диска как цельного произведения: от обложки до последнего аккорда. Вам лично этого хотелось бы или нет?!
Бобунец: Альбомы - это интересно, я все новинки слушаю альбомами по нескольку раз. Но сегодня вместо альбомного мышления действительно приходит сингловое. Слушателям хочется слушать айподы на шаффле. Пойдем ли мы, музыканты на поводу у них? Думаю, такое случится. Хотя, наверное, кто-то из рок-звезд никогда и не захочет со мной соглашаться.