Своим мнением по поводу проекта Транскаспийского газопровода с "Российской газетой" поделился известный французский экономист, профессор Парижской высшей школы социальных исследований Жак Сапир:
-Этот проект - еще одна попытка сделать доступными для Запада газовые месторождения Средней Азии, в частности, Туркмении. У него двойное предназначение. С одной стороны, в обход России стать решающим звеном "Набукко", предоставив ему серьезную ресурсную базу. С другой, он призван позволить Туркмении занять независимую позицию по отношению к российскому газовому транзиту.
Не секрет, что еще в 90-е годы прошлого века США поставили перед собой стратегическую цель: разрушить анклавный характер энергетических богатств региона. Сейчас это воспринимается как курьез, но при президентстве Билла Клинтона тогдашний госсекретарь США Мадлен Олбрайт назвала взятие Кабула талибанами "положительным шагом", надеясь на то, что можно будет провести газопровод из Средней Азии через территорию Афганистана. Жизнь, как известно, внесла свои жесткие коррективы, а о том, что произошло на самом деле, о всех сложностях, существующих сейчас в Афганистане, мы прекрасно знаем.
Собственно, проект "Набукко" после провала эфемерного юго-восточного маршрута и был задуман американцами при поддержке некоторых европейских стран как еще один вариант выхода каспийского и среднеазиатского газа на этот раз через Азербайджан и Турцию в Западную Европу.
Однако, отношение к этому проекту в Евросоюзе далеко не единодушное. В Германии, Италии и во Франции среди профессионалов энергосектора, да и не только, весьма скептически относятся к "Набукко". Немцы с головой заняты "Северным потоком", который вступит в действие в будущем году. Что касается итальянцев, то их больше интересует "Южный поток": он должен доставить российский газ на Апеннины транзитом через Балканы. В ЕС лишь небольшая группа стран, судя по всему, исходя из антироссийских настроений, а также брюссельская Комиссия поддерживают проект, которому можно предъявить немало претензий как политического, так и экономического характера.
Что касается экономического обоснования проекта, то оно трещит по швам из-за "просевших" цен на природный газ, что стало следствием как активного развития "спотовых" рынков сбыта, так и из-за появления нового нетрадиционного энергоресурса - сланцевого газа. Надо полагать, что именно в этом помимо всего прочего нужно искать причины прохладного отношения к "Набукко" многих европейских энергетических концернов.
Транскаспийскому газопроводу могут быть также предъявлены претензии экологического свойства: кто будет отвечать за чистоту Каспия, что более чем небезразлично всем прибрежным странам? Кстати, в том, что он - "закрытое море" пяти государств, еще один риск этого проекта. Статус Каспия
- особый, и я не исключаю, что потребуется согласие всех заинтересованных столиц, чтобы по его дну из Туркмении в Азербайджан была протянута газовая магистраль. По-моему, в Москве такая перспектива вряд ли вызовет одобрение.
Мне этот проект представляется попросту мертворожденным. Однако это отнюдь не умаляет его политической ипостаси. Особенно для нынешних туркменских властей в их взаимоотношениях с Россией и, в частности, с "Газпромом". Именно этот аспект придает, как мне кажется, проекту Транскаспийского газопровода такое значение. Думаю, на этом аспекте и будет играть Ашхабад, ведя диалог с Москвой. Таким образом, если некая договоренность будет достигнута между сторонами, то документация Транскаспийской газовой магистрали вернется на архивные полки. То есть туда, где пылятся многочисленные так никогда и не осуществленные проекты разного рода.