В нынешнем году Содружеству Независимых Государств исполняется 20 лет. Сегодня на вопросы "Российской газеты" отвечает председатель Исполнительного комитета - Исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев.
Сергей Николаевич, два десятилетия существования Содружества Незави симых Государств - немалый срок. Что сделано за эти годы? Каковы практические результаты работы?
Односложно на этот вопрос не ответить. Как раз сейчас идет доработка подготовленного экспертами аналитического доклада "Итоги деятельности СНГ за 20 лет и задачи на перспективу". Этот документ будет внесен на рассмотрение очередных заседаний совета министров иностранных дел и совета глав государств Содружества. Доклад будет опубликован, и все желающие смогут его прочитать. Я же скажу кратко: за минувшие два десятилетия разработана солидная нормативно-правовая база и созданы работающие механизмы сотрудничества, сложилась система совместных действий в экономике, гуманитарных областях, сфере обеспечения безопасности. На территории Содружества тесно взаимодействуют транспортники, связисты, энергетики, действуют соглашения по пенсионному обеспечению, безвизовому режиму, в сфере миграции и т.д.
Содружество стало уникальной площадкой для постоянного откровенного и конструктивного диалога на высшем уровне. Это позволяет главам одиннадцати государств СНГ в ходе регулярных встреч решать многие сложные вопросы.
О практической пользе Содружества говорит и такой не многим известный факт: Грузия, вышедшая из СНГ по политическим мотивам, заявила о заинтересованности продолжать свое участие в экономических договорах и соглашениях, заключенных в рамках СНГ. И такая возможность ей была предоставлена более чем по семидесяти действующим документам.
Не могли бы вы дать краткую характеристику СНГ?
Если быть предельно кратким, то СНГ - это международная организация, которая имеет четкую и сбалансированную программу совместных первоочередных и перспективных действий, направленных на обеспечение динамичного социально-экономического роста стран-участниц, повышение их роли и авторитета в мировом сообществе. Иными словами, СНГ дает возможность реализовать мощный потенциал сотрудничества, которым обладают одиннадцать государств, входящих в Содружество.
Содружество - организация без наднациональных органов. Это позволяет учитывать разную степень готовности входящих в него стран к интеграции, предоставляет возможность каждой из них участвовать в интеграционных процессах в той мере и по тем направлениям, которые в данный момент наиболее отвечают ее национальным интересам. Такая гибкая конструкция позволила достаточно эффективно структурировать межгосударственные отношения в рамках СНГ, совместно определять приоритетные задачи и пути их решения.
Какую роль играет экономическое сотрудничество государств Содружества?
Экономическое сотрудничество является наиболее мощным объективно существующим интегрирующим фактором. Хозяйственные связи, кооперация, взаимодополнение производственных циклов на нынешнем пространстве СНГ складывались не десятилетиями - веками. Нарушение этих связей мы больно ощутили в первые годы после распада СССР. Взаимодействие в рамках СНГ позволило смягчить эти негативные процессы.
И сейчас экономический фактор сохраняет свою консолидирующую роль. Возьмем хотя бы одно очень современное направление - инновационное развитие и сотрудничество в этой сфере. Еще в 2009 году в Ялте совет глав правительств утвердил Основные направления сотрудничества СНГ в инновационной сфере. Этот документ лег в основу Межгосударственной программы инновационного сотрудничества, рассчитанной до 2020 года. Создан важный орган, который будет координировать сотрудничество в этой сфере - Межгосударственный совет СНГ по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах, открыт Международный инновационный центр нанотехнологий в Дубне. Работа по этому перспективному направлению идет весьма активно. Да это и понятно, ведь в современном мире инновации имеют стратегическое значение для повышения конкурентоспособности и устойчивого роста всех национальных экономик.
Инновационная сфера - это площадка для приложения сил новой генерации ученых?
Совершенно справедливо. Именно поэтому широкомасштабное партнерство в сфере науки и образования рассматривается странами Содружества в качестве важнейшего фактора обеспечения устойчивого развития и прогресса. Этому процессу присущ динамизм, постоянный поиск новых и наиболее эффективных форм сотрудничества. Вот вам один из примеров. Совсем недавно в Национальном исследовательском центре "Курчатовский институт" открылись IV высшие курсы для молодых ученых, аспирантов и студентов старших курсов ведущих вузов стран СНГ, объединившие представителей научной молодежи практически из всех государств - участников СНГ. Эти курсы дают хороший импульс подготовке молодых ученых и развитию науки в странах Содружества, что, несомненно, благоприятно влияет и на общее экономическое развитие стран СНГ.
Первый заместитель председателя правительства России Игорь Шувалов недавно подтвердил, что в текущем году предполагается завершить работу по созданию зоны свободной торговли (ЗСТ) СНГ. Как продвигается этот процесс, какие товары и услуги будут в первую очередь включены в такую зону?
Процесс подготовки договора о зоне свободной торговли СНГ продвигается хоть и медленно, но успешно. Текст проекта этого документа в основном согласован. Мы надеемся, что он будет предложен к подписанию на заседании совета глав правительств Содружества Независимых Государств, которое намечено провести в октябре нынешнего года в Санкт-Петербурге.
После вступления нового договора в силу взаимный импорт стран Содружества будет полностью свободен от пошлин. В сфере экспорта существующие ныне пошлины сохранятся (но не будут увеличиваться), а страны, подписавшие договор, приступят к переговорам об их поэтапном снижении и отмене. Что же касается услуг, то участники СНГ договорились приступить к выработке соглашения о свободной торговле ими сразу после подписания и вступления в силу договора, о котором мы ведем речь.
Какие страны Содружества будут участвовать, точнее - будут "в первом эшелоне" ЗСТ, с какими ведутся переговоры по их перспективному участию в ЗСТ?
Готовность подписать договор выразили Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Украина. Мы надеемся, что после решения ряда имеющихся вопросов будут сняты препятствия на пути участия в договоре Азербайджана и Узбекистана. Соответствующие переговоры ведутся. Конечно, хотелось бы видеть в числе участников договора и Туркменистан. Но он пока воздерживается от присоединения к этому документу.
Наиболее проблемные вопросы формирования зоны свободной торговли к настоящему времени?
Самый сложный вопрос при разработке любого многостороннего соглашения - и Договор о зоне свободной торговли СНГ тут отнюдь не исключение - это обеспечение баланса интересов, прав и обязанностей всех его участников. Работа эта весьма кропотливая, требующая терпения и поглощающая немало времени. Надеюсь, нам удастся преодолеть тернистый путь к поставленной цели.
Некоторые страны СНГ (Армения, Молдавия, Киргизия, Украина) уже вступили в ВТО. Не препятствуют ли условия их членства в ВТО включению тех же стран в зону свободной торговли СНГ? Затруднит или, наоборот, ускорит участие стран Содружества в ЗСТ их вступление во всемирный торговый клуб?
В вашем вопросе вполне отчетливо просматривается ответ. Сам факт активного участия стран Содружества, входящих в ВТО, в переговорах по зоне свободной торговли свидетельствует, что преград тут нет. Руководящие документы Всемирной торговой организации разрешают странам-участницам ВТО создавать зоны свободной торговли. Сейчас в системе мировой торговли подписаны около 300 соглашений о свободной торговле, в которых участвуют члены ВТО. К этому следует добавить, что проект Договора о свободной торговле стран Содружества полностью соответствует нормам и правилам Всемирной торговой организации.
Какие основные направления экономической (межотраслевой, межрегиональной) интеграции наиболее характеры для стран-членов Таможенного союза (ТС), а какие - для СНГ в целом?
В сферу моей ответственности входит Содружество Независимых Государств, поэтому говорить буду только о нем. Так вот, для Содружества наиболее характерно межгосударственное и межрегиональное экономическое сотрудничество. А межотраслевое сотрудничество несколько отстает. Так что тут еще использованы не все возможности развития.
Идентичным ли будет режим свободной торговли в СНГ и в рамках Таможенного союза?
Нет, не совсем. Ведь Таможенный союз - это более высокая ступень интеграции в классической линейке: зона свободной торговли - Таможенный союз - единое экономическое пространство. Вполне естественно поэтому, что в странах Таможенного союза с полной отменой внутрисоюзных таможенных границ, унификацией всех видов товаросопроводительных документов этот режим идет дальше и глубже, нежели режим свободной торговли, подразумеваемый Договором о зоне свободной торговли СНГ.
Стало быть, роль СНГ по мере возникновения и развития других интеграционных объединений на постсоветском пространстве уменьшается?
Вовсе нет. Эта роль просто иная, хотя и очень близкая. Каждая интеграционная структура на постсоветском пространстве выполняет свою задачу. Если говорить об СНГ, то сейчас просто нет другого инструмента, позволяющего одиннадцати государствам совместно решать общие проблемы в области экономики, культуры, социальной сфере - перечисление всех точек приложения интеграционных усилий может быть весьма продолжительным. При этом СНГ - не застывший монолит. Содружество живет и развивается. Приняты Концепция дальнейшего развития СНГ и План основных мероприятий по ее реализации, Стратегия экономического развития СНГ до 2020 года, ряд других документов, предусматривающих эволюционное совершенствование нашей интеграционной структуры. Задачи, поставленные в этих документах, утвержденных руководством стран Содружества, планомерно выполняются. Так что я уверен, что СНГ далеко не исчерпало своих возможностей и в обозримом будущем будет продолжать играть свою объединяющую роль, столь важную для народов всех стран Содружества.