28.07.2011 00:42
Экономика

Многие владельцы прибалтийской недвижимости пытаются избавиться от неудачных инвестиций

Бум инвестиций в недвижимость на калининградском побережье обернулся мыльным пузырем
Текст:  Ульяна Вылегжанина
Российская газета - Федеральный выпуск: №163 (5539)
Читать на сайте RG.RU

Недвижимость на российском берегу Балтийского моря, которая пользовалась бешеным спросом в начале и середине 2000-х годов, сейчас практически невозможно продать.

В Калининградской области до половины объектов прибрежной недвижимости принадлежит жителям Москвы и других городов "большой" России, - отмечают в региональной гильдии риэлторов. По разным оценкам, в некоторых поселках доля жителей столицы, построивших или купивших дома, доходит до 80 процентов.

Скупать калининградскую недвижимость приезжие "варяги" начали еще в 1999-2000 годах, особый интерес проявляли москвичи с достатком значительно выше среднего. Тогда вложение денег в дома и квартиры на прибалтийском побережье считалось выгодными инвестициями. С одной стороны, эксклав позиционировался как представительство России в Европе, позволяющее российским предпринимателям более активно сотрудничать с западными партнерами. С другой - не утихали слухи, что Калининградская область станет частью Евросоюза, а ее жители получат право безвизового въезда в европейские страны. "Из-за огромного спроса цены на недвижимость и землю на побережье росли не по дням, а по часам, что еще больше подогревало интерес инвесторов к Калининградской области", - вспоминает вице-президент Гильдии риэлторов Калининграда Олег Перевалов. И отмечает, что к середине 2000-х годов стоимость квадратного метра на побережье увеличилась в несколько раз по сравнению с началом десятилетия.

Пыл инвесторов охладил кризис. Тогда же пришло понимание, что обнесенная со всех сторон пограничными пунктами Калининградская область мало способствует продвижению бизнеса в Европу. К тому же регион, вопреки ожиданиям многих покупателей, так и не превратился в курорт европейского уровня. "Пляжная инфраструктура, количество точек общепита и качество обслуживания в приморских городах и поселках оставляют желать лучшего, - продолжает Олег Перевалов. - Прибавьте сюда непредсказуемую погоду, кусачие цены и близкое соседство с европейскими курортами. Например, с Сопотом или Палангой, сравнение с которыми и по состоянию туристической индустрии, и по расценкам на землю и недвижимость происходит явно не в нашу пользу".

Впрочем, раздутые цены на прибалтийскую недвижимость, рухнувшие сразу после начала кризиса, до сих пор не могут достичь уровня середины 2000-х. В 2007 году стоимость квартиры в самом популярном калининградском курортном городе Светлогорске достигала 3-3,5 тысячи евро за квадратный метр. Сейчас квадрат в том же населенном пункте стоит от 1 до 2,5 тысячи евро. Квартира в 100 квадратных метров во втором по значимости курортном городе Зеленоградске стоила до кризиса порядка 200 тысяч евро, сейчас - 150 тысяч. Правда, в рублевом эквиваленте, с учетом возросшего курса евро, владельцы недвижимости почти ничего не потеряли. Однако эти инвестиции не приносили никаких доходов, ежегодно обесцениваясь на процент инфляции. Заработать удалось только инвесторам, которые купили жилье в конце 90-х и успели продать его на волне середины 2000-х.

Неудивительно, что сейчас многие владельцы прибалтийской недвижимости пытаются избавиться от неудачных инвестиций. Однако предложение на калининградском рынке жилья на побережье значительно превышает спрос, - отмечает Олег Перевалов. В последние два года основными покупателями недвижимости на берегу Балтийского моря являются не москвичи, а жители регионов Севера, Урала, Сибири, Дальнего Востока, которые со временем планируют перебраться в эксклав на постоянное место жительства. Таких покупателей не так много, как во времена калининградского "бума", к тому же их интересует удобное и компактное жилье площадью до 100 квадратных метров, поэтому продать огромные особняки стоимостью 300-500 тысяч евро практически невозможно.

Сами хозяева приморских дач наведываются в летние резиденции не чаще одного месяца в году. Остальное время до половины крупногабаритных домов и квартир на побережье российской Прибалтики пустуют. Сезон аренды здесь начинается и заканчивается вместе с летом, но даже на эти три месяца сложно найти желающих снять "дачку" за 100-150 тысяч рублей в месяц. Сдавать же особняки площадью 200-300 квадратных метров за меньшую сумму владельцы не спешат, хотя одно только содержание такого дома обходится в 250-300 тысяч рублей ежегодно.

В результате многие населенные пункты на калининградском побережье даже в летние месяцы кажутся вымершими. А зимой, осенью и ранней весной гулять по вечерним улицам таких "курортов" попросту жутко: темные силуэты причудливых особняков, редкие фонари и узкие переулки создают отнюдь не курортную атмосферу.

Что интересно, в Краснодарском крае цены на приморскую недвижимость находятся сейчас на уровне 2007-2008 годов. "Сокращение объемов сделок в кризисную вторую половину 2008 года и в 2009 году привело к стагнации на рынке приморской недвижимости, в некоторых сегментах - к снижению цен", - комментирует ситуацию исполнительный директор Союза риэлторов Кубани Ольга Проценко. Однако катастрофического обвала рынка не произошло: квадратный метр в квартире на побережье и в 2007-м, и в 2011 году стоил порядка 48 тысяч рублей.

Впрочем, не было в Краснодарском крае и ажиотажного роста цен на черноморское жилье, сравнимого с ситуацией на балтийском побережье. За исключением Сочи, где рынок недвижимости подогревался мощным экономическим и политическим фактором, стоимость недвижимости в других приморских городах и поселках росла стабильно, достигнув своего пика в первой половине 2008 года. "В большей степени жилье на берегу Черного моря покупают как недвижимость для летнего отдыха, однако одновременно учитывается инвестиционная привлекательность конкретного объекта", - продолжает Ольга Проценко. Поэтому, хотя предложение на рынке приморской недвижимости Краснодарского края и превышает платежеспособный спрос, ценовую ситуацию в регионе можно назвать стабильной.

Жилая недвижимость