Их призвали на войну 16-17-летними мальчишками в октябре 1944-го. Когда в мае 1945 наступила долгожданная Победа, они и подумать не могли, что спустя много лет потомки решат, что в этом нет их заслуги - заслуги воинов последнего призыва.
- В прошлом году к 9 Мая президент России поздравлял ветеранов Великой Отечественной войны - им вручали деньги и памятные открытки, - рассказывает активист ростовской организации "Последний военный призыв" Александр Балашов. - А о нас, воинах последнего призыва, никто не вспомнил. Никто из 550 человек не получил ни денег, ни поздравлений. Было очень больно и обидно, но мы решили не предпринимать никаких действий. Однако в этом году повторилось то же самое. 17 марта 2011 года вышло Постановление N112, в котором было решено, что мы не имеем права на социальную поддержку к Дню Победы. Тогда я решил больше не отмалчиваться, а добиться восстановления справедливости.
Александр Балашов обратился с жалобой в администрацию Ростовской области. Ответ из министерства труда и социального развития был категоричен: "Выплата единовременной материальной помощи ко Дню Победы федеральным действующим законодательством не предусмотрена". Также в письме сообщалось, что существуют меры дополнительной материальной поддержки из областного бюджета, но... только инвалидам и участникам войны, принимавшим непосредственное участие в боевых действиях.
- Эта формулировка не выдерживает никакой критики! - комментирует Александр Капитонович. - В удостоверении ветеранов Великой Отечественной войны таких пометок нет! Выяснить, кто принимал участие в боевых действиях, а кто нет, можно только если устроить подворовый обход. Предъявит ветеран медаль - значит, принимал. Других способов это выяснить нет, поэтому совершенно непонятно, на основании чего составлялся список.
Согласно Федеральному закону N5 от 12 января 1995 года военнослужащие, не входившие в состав действующей армии, относятся к категории ветеранов Великой Отечественной войны и имеют право на социальную поддержку. В Ростове 54 воина последнего призыва инвалиды, имеющие право на льготы, но даже их не поздравили с Днем Победы.
- Да, мы действительно не входили в состав действующей армии, но нам пришлось многое пережить, - рассказывает Александр Балашов. - До призыва мы на износ работали на заводах и в колхозах и готовились стать связистами, минерами, пограничниками. А когда официально была объявлена победа, для нас война не закончилась. Именно мы столкнулись с сопротивлением "лесных братьев" в Прибалтике, бандеровцев - на Западной Украине, басмачей - в Средней Азии. Многие вернулись домой только спустя 5-7 лет после Победы, потому что заменить нас было некем. И вот теперь, спустя столько лет, решают, что мы не заслужили внимания и поддержки в праздник. Знаете, дело тут вовсе не в деньгах - не такие уж большие суммы раздавали.
Борис Старосельский, председатель городского совета ветеранов г. Ростова-на-Дону:
- Да, к сожалению, на ветеранов последнего призыва льготы не распространяются. В законе "О ветеранах" упоминаются только те, кто в служил в действующей армии.
Но нельзя говорить, что о них все забыли: поздравления от мэра, городской думы и городского совета ветеранов публикуются в печати и рассылаются по адресам. Я знаю всех этих людей - их в области около 400 человек. Отличаются они от фронтовиков тем, что те хоть один день были на войне и могли лишиться жизни. Но воины последнего призыва не виноваты в том, что не попали на фронт. Мы неоднократно обращались и в Госдуму, и в администрацию президента, чтобы участников последнего военного призыва приравняли по льготам к фронтовикам. Это было бы справедливым. Ведь они шли в армию не для того, чтобы работать в тылу, но так сложилась их военная судьба, там тоже нужно было служить, армия была не только на фронте.