28.07.2011 00:20
Культура

Бессменный руководитель ансамбля "Верасы" Василий Раинчик знает секрет успеха песни

Бессменный руководитель ансамбля "Верасы" Василий Раинчик знает секрет успеха песни
Текст:  Виктория Попова (cultura@sb.by)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №28 (512)
Читать на сайте RG.RU

Культовый белорусский ВИА "Верасы", созданный в далеком 1971 году, и сегодня помнят по хитам "Малиновка", "Завiруха", "Карнавал", "Я у бабушки живу"... Золотой состав коллектива распался. Но песни "Верасов" в исполнении красивых молодых артистов звучат до сих пор. И все же для многих современных артистов уровень прежних "Верасов", увы, недосягаем. Бессменный руководитель ансамбля Василий Раинчик возглавляет сейчас Молодежный театр эстрады, помогает новичкам осваиваться в бурных реках шоу-бизнеса.

- Василий Петрович, почему в конце 90-х старый состав "Верасов" практически ушел со сцены?

- На мой вкус, на эстраде должны выступать только молодые. Артисты пожилые, работающие рядом с молодежью, производят на меня несколько удручающее впечатление. Вы знаете, в эстрадной песне главное не слова, не музыка и даже не исполнитель, а публика: если она приняла и полюбила песню - все, можно считать, что хит состоялся. Сегодня в составе "Верасов" работают молодые артисты, они подхватили наш золотой репертуар 80-х, переняли исполнительскую культуру, унаследовали традиции - и это прекрасно.

- Их гастроли не сравнить с вашими: очень редко выступают в Москве, и впечатления от поездок, наверное, не такие яркие, какими они были у вас в эпоху СССР. Какие турне "Верасов" вспоминаете чаще всего?

- В конце 80-х мы сотрудничали с американским певцом Дином Ридом. Вместе проехали с концертами Забайкалье и Байкало-Амурскую магистраль. Это был незабываемый тур.

- А где познакомились?

- На каком-то фестивале в Болгарии. Обменялись телефонами. Позже нас занесло с концертом в Берлин. После выступления мы прогуливались с Александром Тихановичем (участник "Верасов" с 1973 по 1986 гг. - Прим. авт.) у Бранденбургских ворот и вспомнили, что где-то в окрестностях Берлина живет Дин Рид. Позвонили, взяли такси и поехали в гости к нему в усадьбу. Там в его студии попели, поиграли, составили программу для совместных выступлений и решили отправиться в турне по СССР. Позже встретились в Москве, и на первой же репетиции у нас все получилось.

- Какая все-таки яркая и разнообразная гастрольная палитра была у советских артистов!

- Тогда все было другое, включая энтузиазм и менталитет. Мы ведь всегда на концерты возили за собой тонны аппаратуры. Когда ехали на БАМ на встречу с Дином Ридом, в поезде не оказалось товарного вагона. И тогда начальник поезда объявил по радио на весь вокзал: "Товарищи, с нами едет ансамбль "Верасы", а багажного вагона нет. Им надо выступать перед строителями БАМа вместе с Дином Ридом. Пожалуйста, разберите их аппаратуру по своим купе". На перрон выбежали пассажиры, буквально весь поезд. Люди расхватали наши инструменты по вагонам и точно также, по прибытии на Дальний Восток, сами все выгрузили. И ничего, ни одна барабанная палочка не пропала. Разве можно сейчас такое представить? А тогда товарищество и дружба были превыше всего.

- Но только не между артистами. Часто ведь спорили, какой из коллективов в сборном концерте главнее? Кто должен закрывать концерт?

- Помню, в Юрмале мы выступали в одном концерте с Аркадием Райкиным и Аллой Пугачевой. Но публика "на бис" вызывала "Верасы", а не Аллу Борисовну. И Пугачева очень нервничала по этому поводу, переставляла свой выход на сцену из начала концертной программы в конец, и наоборот... Но нам, если честно, всегда было все равно, когда выступать. Коллектив имел всесоюзный успех. А наши пластинки можно было купить только по знакомству - их разбирали за один день.

- Как-то услышала историю, как в десятилетнем возрасте вас задела шаровая молния, и вы едва не погибли. С тех пор склоняюсь к мысли, что бесследно та встреча с "шариком" не прошла: у вас абсолютный слух, нечеловечески мало спите, много музыки сочиняете... Мистика!

- Может, не без того. И все же, не забывайте, десять лет я обучался в консерватории на дневном отделении у профессионалов высочайшего класса. Как композитор-симфонист я до сих пор беру партитуру любой сложности и легко "читаю" ее. Понятно, что сегодня подобные навыки на эстраде ни к чему. Но кто-то же должен знать нотную грамоту!..

- Вы когда-нибудь жалели о том, что большую часть времени отдавали музыкальному воспитанию чужих детей?

- Конечно, об этом все артисты сожалеют, а все равно - сумку через плечо и на гастроли.

- Какая у вас семья?

- Жена - Ирина Цветкова, музыкант, у нее, как и у меня, два консерваторских образования. С 1982 года она пела в "Верасах" и играла на синтезаторах, сейчас ведет архив нашего коллектива. Сын Сергей - музыкант, а внук Васька пока не определился, кем хочет стать. Окончил музыкальную школу по классу гитары, занимается спортом: было плавание, теперь - футбол на первом месте. Пускай ищет себя, мы не вмешиваемся.

- Василий Петрович, помню, вы всегда были ярым противником огорода на даче. Что-нибудь изменилось?

- У нас на участке по-прежнему растут только фруктовые деревья и кусты, и до недавнего времени ягоды подчистую склевывали птицы.

Пока моей супруге Ирине не пришла мудрая мысль - поставить в огороде пугало в тельняшке. И вы знаете, работает! Теперь птицы пролетают мимо. И вся черешня - наша.

Музыка