29.07.2011 00:25
Общество

На вооружение ВМФ приходят обитаемые подводные аппараты с глубиной погружения до 6000 метров

На вооружение ВМФ приходят обитаемые подводные аппараты с глубиной погружения до 6000 метров
Текст:  Александр Емельяненков
Российская газета - Федеральный выпуск: №165 (5541)
Читать на сайте RG.RU

Сегодня в Калининграде спускают на воду опытовое судно "Селигер". Корабль предназначен для научно-исследовательских, прежде всего - глубоководных работ в интересах развития Военно-морского флота и совершенствования его боевой подготовки.

А накануне официально объявлено об успешном завершении в Северной Атлантике государственных испытаний автономного глубоководного обитаемого аппарата "Консул" - экипаж гидронавтов отработал намеченную программу на глубине 6 тысяч 270 метров. Тем самым повторил и даже превзошел рекордные достижения "Миров".

"После завершения всего комплекса опытно-испытательных работ батискаф в конце 2011 года будет принят на вооружение ВМФ России", - оптимистично заявили в Управлении пресс-службы и информации оборонного ведомства.

Эти два факта вместе с другой имеющейся в распоряжении "РГ" информацией дают основание говорить о признаках возрождения научно-исследовательского флота в составе наших военно-морских сил. "Селигер" спроектирован по заказу минобороны в конструкторском бюро "Алмаз" и заложен на стапеле Прибалтийского судостроительного завода "Янтарь" в Калининграде 8 июля 2009 года. И всего через два года, в канун Дня ВМФ, его уже спускают на воду. Как уверяют на верфи, готовность корабля - более семидесяти процентов, оставшиеся достроечные работы и подготовка судна к заводским и ходовым испытаниям будут производиться уже на воде.

- "Селигер" - это головное судно проекта 11982, - сообщил журналистам пресс-секретарь "Янтаря" Сергей Михайлов. Прежде всего такие суда нужны для испытания новой техники, в том числе обитаемых автономных и неавтономных глубоководных аппаратов, акустических систем, а также для исследований толщи и дна Мирового океана.

Внешние данные "Селигера" - в сравнении с другими надводными кораблями и подводными лодками - не очень впечатляют: длина - 59,7 м, ширина - 10,8 м, водоизмещение - 1117 тонн. Но в Военно-морском флоте справедливо полагают, что не в размерах суть, а в возможностях такого корабля-носителя. И, конечно, тех глубоководных аппаратов, с которыми предстоит работать. Вице-адмирал Алексей Буриличев, присутствовавший в качестве заказчика при закладке второго океанографического корабля для ВМФ, уже тогда сообщил, что на Балтике завершаются заводские испытания аппарата "Консул". За заводскими, как и полагается в военном кораблестроении, последовали государственные "выпускные экзамены".

При поддержке группы обеспечения их сдавали гидронавты Юрий Курганов, Дмитрий Боев и Михаил Кузьмичев. Высочайший профессионализм, научно-техническая и психофизиологическая подготовка этой команды достойно увенчали многолетний труд конструкторов Санкт-Петербургского бюро машиностроения "Малахит", ЦНИИ конструкционных материалов "Прометей", Центрального научно-исследовательского института им. А.Н.Крылова и, конечно, непосредственных строителей глубоководного аппарата - коллектива "Адмиралтейских верфей".

Поле деятельности у "Консула" весьма обширное. Он может использоваться для подводно-технических и аварийно-спасательных работ, установки на подводные объекты маяков-ответчиков, доставки на грунт и подъема на поверхность оборудования массой до 200 килограммов. А манипуляторный комплекс, которым оснащен глубоководный аппарат, способен выполнять функции своеобразного стропальщика и наводчика - особенно при операциях подъема затонувших объектов средствами судна-носителя.

На испытаниях в Северной Атлантике таким судном для "Консула" было СБС "Звездочка". А вообще аппарат не прихотлив и может работать в тандеме со многими кораблями ВМФ и других ведомств, включая минтранс, МЧС, пограничную службу.

- Если потребуется, - с улыбкой говорили мои собеседники, - мы хоть к "Авроре" можем "Консула" приставить. Был бы только прок...

Как уже сказано, спроектирован "Консул" в известном питерском КБ "Малахит". Там же, где и его предшественник - уже несущий службу аппарат "Русь". Их длина 8,4 метра, ширина и высота - 3,9 метра, масса - 26 тонн. Экипаж - два или три гидронавта, автономность - 12 часов, скорость - три узла. В отличие от "Миров", которые строились по заказу СССР в Финляндии и породили тогда немало проблем в международных отношениях, глубоководные аппараты "Русь" и "Консул", заказанные министерством обороны, обеспечены конструкционными материалами и всем необходимым оборудованием на территории России. И у нас же построены.

Прямая речь

Алексей Буриличев, вице-адмирал, Герой России:

- В нашей стране начиная с 1950-х годов активно создавались глубоководные технические средства, в том числе уникальные, способные длительное время работать на больших глубинах. Как результат, сформировались новые направления в металлургии, энергетике и кораблестроении. Параллельно с этим изучались и решались проблемы медико-биологического характера - воздействие больших глубин на психологическое состояние человека, отрабатывались методики отбора, научно-технической, психофизиологической и физической подготовки гидронавтов. Все это в совокупности позволяет сказать, что в России к сегодняшнему дню сложилась и динамично развивается отечественная школа гидронавтики, не имеющая столь же масштабных аналогов.

Наука Калининград Северо-Запад