Спецназовцы выяснили, кто из них лучший следопыт, кто может выполнять боевые задачи практически бесшумно, кто способен пересечь водоем так, чтобы и вода не шелохнулась. В лидеры выходят разведчики армии Украины. Для чего забрасывают разведгруппу спецназначения в тыл врага? Для выполнения многих задач.
Одна из основных - поиск цели, являющейся ключевой на конкретном театре военных действий. Разведчики должны определить ее точные координаты и передать в центр. Там уже решат, что делать дальше: либо спецгруппе прикажут цель уничтожить самостоятельно, либо дадут новое задание, а по выявленному объекту нанесут удар высокоточным оружием.
В рамках проходящих соревнований цель надо было просто найти, определить ее координаты, и передать по закрытому каналу спутниковой связи кодированное сообщение. Искали крупный подвижный армейский узел связи. Все было организовано по-настоящему. Тяжелые фургоны с высокими антеннами заранее выдвинулись в удобный им район. Сам район взяли под патрульную охрану. То есть были реализованы все разведпризнаки, характерные именно для узла связи. Кстати, основные из них: обязательная горка для устойчивой связи и отсутствие рядом линий электропередач, которые негативно влияют на качество связи. С учетом того, что нормальных высот в обозначенном районе поиска было мало, а линий электропередач, наоборот, много - координаты цели грамотному разведчику можно было определить с высокой долей вероятности, вообще никуда не выдвигаясь, просто по карте. А потом лишь уточнить свои предположения.
Увы, ряд групп занимались примитивным прочесыванием местности, накручивая на свои сбитые ноги десятки километров. В итоге, далеко не все выполнили задачи, мягко говоря, корректно, зато измотались полностью.
Давным-давно во время аналогичных соревнований я шел на поиск именно узла связи вместе с группой американских спецназовцев - "морских котиков" и "зеленых беретов". Янки прошли километров пятнадцать и сели как бы отдыхать, выставив при этом очень грамотно охранение группы. Сидят они, в карту смотрят. И тут мимо начинают бегать российские спецназовцы, причем бегать очень шустро. А рейнджеры сидят, как ни в чем не бывало, жуют шоколад, запивают минералкой и смотрят в карту. Когда мимо пробежала пятая группа наших разведчиков, я не выдержал и спросил у командира: почему его группа никуда не бежит? Зачем?! - искренне удивился командир объединенной американской группы капитан со странной фамилией Ишоафф (ISHOAFF). Мы сидим и думаем, где точно может быть узел связи, который находится именно в этом районе - уточнил он. Американцы просидели, фактически отдыхая, около двух часов, потом встали, пошли и через полчаса дали абсолютно точные координаты заданной им цели. Российские разведчики тоже в конце концов нашли, что искали, но пробежали при этом абсолютно лишних километров двадцать. Рейнджеры появились на контрольной точке совершенно свежими, россияне туда буквально приползли, но с чувством глубокого внутреннего удовлетворения - цель-то они нашли.
На проходящих соревнованиях всем командирам разведгрупп было сразу объявлено, что важна не скорость, а результат, и все задачи, которые им предстоит решить, будут максимально приближаться к реальным боевым условиям. Думать надо будет, прежде всего, головой! Увы, многие "думали ногами". Цели-то разведчики в итоге нашли, но потратили на это критический лимит жизненных килокалорий. Кто-то из них не смог идти дальше. Такое допустимо. В реальном разведвыходе случаются, к сожалению, и реальные потери. На соревнованиях, если спецназовец сходит с дистанции, группа очень здорово штрафуется, но задачу выполнять продолжает, и теоретически даже может стать первой.
По легенде соревнований группы, выполнив поиск цели, должны захватить штабной автомобиль, взять языка с документами, затем, используя захваченное транспортное средство, отправиться в рейд по тылам противника. Но тут автомобиль внезапно останавливается. Требуется найти и устранить неисправность, затем продолжить движение. Однако возникает водная преграда. Бросив чужой автомобиль, спецназовцы должны скрытно переправиться и продолжить движение дальше.
Засада и захват штабного автомобиля всегда были одними из самых ярких эпизодов соревнований. И не только соревнований. Они являлись обязательным условием тактической подготовки групп спецназначения. Один из ветеранов спецназа рассказал мне забавный эпизод своей службы в ТуркВО. Если, кто не знает, то это Туркестанский Военный Округ, в который входила практически вся Средняя Азия СССР. Группе, которой командовал этот еще совсем молодой офицер, предстояло остановить реальный штабной автомобиль, на котором перевозили совсекретные документы. Разведчики в условиях пустыни Кара-Кум почти десять километров тащили на своем горбу… холодильник "Саратов" - он тогда был самым легким.
Представьте себе шок водителя штабной машины и группы охраны, когда на пустынной дороге среди дышащих жаром песков они видят белоснежный холодильник. Автомобиль остановился, все бросились смотреть, какие прохладительные напитки могут быть в этом чудесном "Саратове". Тут их всех и повязали. Командующий округом лишился секретнейших документов, случился скандал, но… Победителей не судят.
В былые годы на соревнованиях разведгрупп спецназначения организация засад была всегда театрализованным представлением. На дороге могла появиться убогая полуслепая старушка с клюкой и корзинкой с дарами леса, которая никак не могла перейти дорогу. Штабной автомобиль останавливался, бабушке спешили помочь перейти дорогу, а она, коварная, всех расстреливала из бесшумного оружия. Вместо бабули могла быть мамаша с грудным дитем, которое на самом деле было укрытым в пеленки автоматом, мог быть "безногий" калека. Эффектно смотрелся облитый кровью "труп" с "воткнутым в грудь" топором. Как только над телом склонялись сердобольные штабные люди, их тут же и "убивали", причем кого-то обязательно бил топором "оживший труп".
Суть всей этой театральщины была очень серьезной. Машину в тылу врага надо было уметь остановить без единого выстрела и без всяких внешних повреждений корпуса, чтобы можно было ехать на ней дальше, не вызывая подозрений у местной полиции. К тому же, у спецназовцев вырабатывали, как сейчас говорят, креативное мышление.
В полной мере качество такой подготовки проявилось в Афганистане. Имел место вполне реальный случай.
Командование Ограниченного контингента Советских войск в Афганистане знало, что душманы регулярно проводят караваны с оружием и наркотиками по определенному маршруту. Но все попытки взять такой караван кончались неудачей - у "духов" были свои источник информации в структурах, близких к высшему командованию ОКСВ. Решил задачу старший лейтенант спецназа ГРУ. Он со своей группой зарылся в песок рядом с дорогой, по которой предположительно ходили караваны. До сих пор остается загадкой, как он сам и его разведчики - солдаты-призывники, смогли продержаться в песчаных норах трое суток. Душманы гоняли туда-сюда стада овец, которые должны были почувствовать запах человека и заволноваться. Не учуяли и не заволновались, что тоже загадка. Наконец, поехала колонна автомобилей, груженная новейшим вооружением, боеприпасами, мешками с валютой и наркотой. И тут из песка восстали русские разведчики. Разгром врага был полным. Имени настоящего героя специальной разведки не называю, так как офицер, что удивительно, еще служит и, конечно, не лейтенантом.
Стоит добавить, что страны НАТО, прежде всего США, давно воюют в том же Афганистане, но даже близко похожих засадных операций их спецназ там еще не проводил.
В этот раз засада проводилась без театрализованных представлений. Лишь несколько групп, в том числе украинская, останавливали машину без стрельбы, метанием грязи в стекла кабины водителя. А так все имитировали бесшумный выстрел с дальнейшим повязыванием "штабного офицера".
Роль штабника играл прапорщик местной части. Как сказали - редкий эрудит и самый лучший в округе специалист по компьютерам. Судья предупреждал все группы: будьте с "языком" гуманны, он выполнит все ваши требования. Но интеллектуала мутузили очень усердно. Прапорщик мужественно пережил все мучения и один раз даже освободился от пут - минус для группы, которая его схомутала. Жаль, но награды ему не дадут - он просто выполнил свою работу.
На этапе "засада" украинцы сначала показали себя почти как дилетанты. Они сразу запутались в простейшей ситуации, все делали не так как другие, потом начали ругаться друг с другом, доказывая, что каждый из них только и знает, как надо маскироваться и прводить засаду. Казалось, еще секунда, и они начнут бить друг другу физиономии. Потом как-то враз все смолкло, украинцы просто растворились в русском лесу.
А дальше они показали высший класс спецназовской подготовки. И штабную машину остановили красиво, и то, что безупречно владеют рядом других тактических приемов, показали очень наглядно. Непростой момент - определение поломки автомобиля, ее устранение и движение вперед, украинцы сделали влет. Почему? Как объяснил их специалист по автотехнике, в украинской армии полно старых советских автомобилей, которые реально ломаются точно так, как "сломался" российский грузовик на соревнованиях.
Для сравнения: одна из российских групп, показывавшая хорошие результаты, не смогла включить раздаточную передачу полноприводного грузовика почти полчаса. Хотя делаться это должно за секунды - вся информация на табличке в кабине водителя.
Можно подумать, что украинцы просто прикинулись простачками. Ответственно могу сказать, что - нет. Ляпов их группа в ходе соревнований допустила не меньше, чем российские разведчики, но… В самый крайний момент они все-таки успевали собраться, действуя дальше на автомате.
После организации засады была переправа. Преодоление водной преграды спецназовцами должно в принципе отличаться от такого же действия подразделений сухопутных войск. В данном случае важна скрытность.
"Сто лет назад" в наставлениях спецразведки подробно расписали, как надо преодолевать водную преграду в тылу врага. Скрытность, скрытность и еще раз скрытность! Группы, разбившись на дозор, ядро и прикрытие, должны подползти к водоему, тихо в него войти, очень тихо его переплыть, дальше столь же тихо выйти на берег, провести разведку чужого берега, организовать боевое охранение и завершить переправу.
Увы, были такие "разведчики" - без кавычек и не скажешь, которые выходили на кромку водоема без всякой маскировки, бултыхались и плыли к "вражескому" берегу, словно, водные туристы-экстремалы, показывая рекордную скорость преодоления переправы.
Что тут сказать? Кто хотел выжить - выжил. Украинцы, в их числе. Однако помимо выживания надо еще и боевую задачу продолжать выполнять. Среди дорогих нам россиян остались группы, которые, уверен, "не погибнут", и задачу, поставленную им разведцентром, в итоге выполнят блестяще!