В день Военно-морского флота, когда по ЦПКиО им. Горького в предвкушении ностальгических встреч бродили в тельняшках, бескозырках и черных пилотках подводников мускулистые парни, усатые ветераны, их подруги и жены, итальянский скульптор Фабио Виале почти три часа терпеливо катал на лодке всех желающих на Голицынском пруду.
Лодка была из белейшего каррарского мрамора. И несмотря на 400 кг веса, скользила по темной глади пруда легко, как перышко. Она уже успела поплавать в Тибре и по каналам Венеции, по реке По и Кронверкскому проливу Петербурга... В Москву она приплыла благодаря выставке Фабио Виале "Мрамор", которую показывают в "Гараже".
Точнее, во дворе "Гаража", в разноцветных грузовых контейнерах, поставленных на зеленой травке, и посетители имеют обыкновение недоверчиво переспрашивать: "Это выставка здесь?". Замешательству много способствует и то, что объекты, которые создает Виале, зачастую ничем не напоминают тех, что ассоциируются с мрамором. Никаких вам нимф, граций, бюстов героев и прочих атрибутов вечности. Напротив, предметы, которые выбирает скульптор, больше всего напоминают о суетности повседневной жизни, эксклюзивом меньше всего озабоченной. Среди них можно обнаружить автомобильные шины и бумажные самолетики, бюстик Джоконды якобы из пенопласта с отломанным носом и мускулистый торс, расписанный русскими блатными татуировками... Типа: "Мать Колыма, не губи меня".
Вообще-то обычно все бывает ровно наоборот. Тиражные копии античных нимф в гипсе и глине вместо мрамора заселяют прилавки, репродукции рафаэлевских мадонн продают оптом и в розницу, а чуть не каждый качок готов почувствовать себя если не Аполлоном, так Давидом... Попросту говоря, высокая классическая культура плавно пожирается индустрией массмаркета, переваривается и выплевывается, оставляя у "масс" ощущение "просвещенности". Похоже, что именно этот давно отработанный процесс и становится предметом интереса итальянца. Его явно интересует, как массовая тяга к прекрасному, светлому, вечному, умудряется обернуться уничтожением этого самого прекрасного.
Центральная работа на выставке "Мрамор", пожалуй, работа 2006 года под названием "Сувенир. Пьета". В глубине, на стене контейнера, висит большой принт фотографии скульптурной группы Микеланджело, в которой Богоматерь лишена мертвого Христа. В 1970 годах некто (чье имя недостойно, чтобы его упоминать) разбил молотком статую. А любители искусств, оказавшиеся поблизости, быстренько разобрали осколки на сувениры. Иначе говоря, скульптор недвусмысленно выводит в качестве основной тему вторичного убийства, предательства Христа, равно, как и классического искусства. А на переднем плане - копия микеланджеловского Христа, того самого, разбитого на руках Марии. Скульптура, высеченная из каррарского мрамора Фабио Виале. Копия, что не может заменить подлинник, но которая декларирует возрождение и возвращение гуманистических ценностей.