02.08.2011 00:25
Экономика

Количество клиентов бань и саун увеличилось с приходом жары

В жаркую погоду люди потянулись в парилки
Текст:  Андрей Евпланов
Российская Бизнес-газета - : №26 (808)
Читать на сайте RG.RU

Управляющие фитнес-центрами сообщают удивительную вещь. В жаркую погоду тренажеры пустуют, зато в саунах, парилках и хамамах не протолкнуться. Люди, похоже, открыли то, что наши предки хорошо знали. После парилки жара не мучит целую неделю. Только вот удовольствие это в фитнес-центрах недешевое, а обычных недорогих бань не хватает. Хотя эксперты говорят, что банный бизнес может быть весьма прибыльным, если он рассчитан на широкий круг клиентов и расположена баня в районе проживания потребителя.

Банный бизнес не сложный. Нет такой сильной конкуренции, как, например, в ресторанном деле. При открытии бани нужно исходить из затрат в 1000 долларов на каждый квадратный метр площади, причем учитывая, что общая площадь должна быть не менее 150 метров. На содержание бани расходы небольшие. При хорошей рекламе, репутации и маркетинге она может окупиться за 3-7 лет.

Главный недостаток бани заключается в том, что она потребляет чересчур много энергии. Топить ее надо круглосуточно, вне зависимости, есть в ней сейчас посетители или нет. Потом, ежегодно в бане надо перекладывать печь. По словам специалистов, чугунные болванки, которые должны аккумулировать тепло, зачастую оказываются некачественными, поэтому их необходимо регулярно проверять и вовремя заменять новыми. Мероприятие это дорогостоящее.

По мнению менеджера одной из банных компаний Дениса Архипенко, перспективы у частного банного бизнеса есть. Во-первых, это национальная русская традиция. Во-вторых - крайне полезная физиотерапевтическая процедура, настоящее лечение. Кроме того, выросло новое поколение людей, которые хотят ходить в баню семьями, а для этого бане нужно иметь положительную репутацию, у саун же она изрядно "подмочена". При этом общественные бани едва ли можно рассматривать как конкурента - это скорее социальный объект, не случайно они до сих пор строятся на городские деньги без привлечения частных инвесторов, и практически все они неприбыльны.

- Помещение лучше не арендовать, а покупать, - считает один из участников рынка Аркадий Григорьев. - Потратившись на обустройство, можно надолго попасть в зависимость от арендодателя. Баня из современных легких конструкций с нуля обойдется дешевле, чем покупка и ремонт подвала. Внешне такое строение ничем не отличается от своих бревенчатых и каменных сородичей. В эксплуатации современные материалы, по отзывам специалистов, зарекомендовали себя хорошо. Всего в коммерческой бане необходимо 8-15 помещений. В них разместятся раздевалка, русская парилка, сауна, массажный кабинет и пр.

Расположение бани не обязательно должно быть где-то в центре. Люди, идя в такое заведение, просто так не заходят, а планируют заранее. Поэтому удобным месторасположением будет определенный район, рядом с домом, чтобы в любое удобное время можно было без проблем выбраться.

Клиента можно привлечь дополнительными услугами, например, массаж, пилинг, солярий и, конечно же, парение. Также нужно позаботиться о профессионализме персонала, без них ни одни услуги не будут качественными, а именно администратор, массажист, парильщик и даже уборщица.

На открытие с нуля одной частной бани требуется от 100 до 500 тыс. долларов - сумма зависит от месторасположения заведения, размера и состояния помещений, комплекса услуг. Срок окупаемости такого объекта составляет от года до 4 лет. Небольшие бани являются весьма прибыльным вариантом бизнеса. По мнению специалистов, такие предприятия приносят около 5-10 тыс. долларов ежемесячно.

Раскручивать подобный бизнес дело нелегкое. Нужно использовать и Интернет, и прессу, и наружную рекламу. Самое сложное - сформировать и запустить сарафанное радио. Но если это получилось - полдела сделано.

Никто толком не знает, сколько сейчас бань в России и каков объем рынка банных услуг. Маркетинговые исследования весьма приблизительные. В Москве насчитывается 117 предприятий, в состав которых входят бани, банно-прачечные комбинаты и банно-оздоровительные комплексы на базе бывших бань. Есть также сеть небольших бань, саун и саун VIP в составе различных предприятий и организаций, в том числе физкультурно-оздоровительных комплексов, услугами которых могут пользоваться все граждане. В Санкт-Петербурге общее количество банных заведений разного формата составляет порядка 1,5 тыс.

По данным исследования, проведенного компанией "Бизнес Порт" при участии AllSauna.ru, на рынке саун и бань Петербурга существует значительный разброс цен. Минимальная цена за 1 час посещения составляет 200 руб., наиболее высокий уровень цен достигает 6 тыс. руб. за час. Столь значительная разница в цене обуславливается наличием в "дорогих" саунах широчайшего спектра услуг, позволяющего удовлетворить практически любые запросы клиентов: от тайского массажа до чайной церемонии.

В результате маркетингового исследования, проведенного одним из участников рынка, получена более подробная информация о потребителях услуг бань. Например, услугами саун пользуется преимущественно мужское население в возрасте от 18 до 40 лет, предприниматели и служащие со средним уровнем дохода на 1 члена семьи приблизительно 3000-4000 рублей в месяц. Отдельно можно отметить, что услугами саун VIP пользуются потребители с высоким уровнем дохода (более 4000 рублей в месяц на 1 члена семьи), что и следует из специфики услуг этих предприятий.

Услугами бань общего пользования (русскими банями) предпочитают пользоваться как мужчины, так и женщины. Это в основном служащие и предприниматели в возрасте от 50 лет со средним уровнем дохода от 2000 до 4000 рублей в месяц на 1 члена семьи. В основном частота посещения бань общего пользования (русских бань) колеблется от 1 раза в неделю до 1 раза в месяц. Сауны посещают в среднем 1 раз в месяц.

В большинстве случаев качество услуг оценивалось потребителями как хорошее и отличное, и тем не менее указывалось на ряд недостатков. Например, 58% опрошенных по разным причинам вообще не пользуются специализированными предприятиями услуг бань, причем только 10% не видят в этом необходимости, так как потребляют эти услуги в порядке самообслуживания, имеют собственные бани или сауны. Остальные 48% четко определили причины, по которым они не пользуются услугами специализированных предприятий.

Главная причина - высокие цены на услуги, далее идут неудобное расположение, неудобный режим работы и отсутствие предприятий в местах работы и проживания.

Другая немаловажная причина - узкий ассортимент услуг бань и саун, хотя, как уже отмечалось выше, многие предприятия значительно расширили спектр дополнительных услуг, предоставляемых клиентам. Пользующиеся наибольшим спросом дополнительные услуги - парикмахерские, косметические, услуги маникюра и педикюра, массаж, срочная химчистка и мелкий ремонт одежды.

Устранение причин, ограничивающих или не позволяющих пользоваться услугами бань и саун, может несколько изменить картину потребления. Так, потребителями услуг русских бань может стать 36% из числа опрошенных, потребителями услуг саун - 27%. Не предполагают пользоваться этими услугами вообще - 37% опрошенных.

Сегодня в России развивается не только банная индустрия, но и индустрия сопутствующих товаров и услуг. Появились специализированные банные магазины и строительные фирмы. Например, с лейблом "сделано в России" сегодня можно уже приобрести банные дровяные печи, двери, мебель, бондарные изделия, фетровые шляпы, ароматические масла и многие другие аксессуары для бани и сауны. А главное, в России наладили выпуск готовых сборных саун и инфракрасных кабин. Причем качеством не хуже импортных аналогов, да и к тому же со своим российским колоритом.

Теперь без проблем можно заказать и строительство "под ключ" турецкой бани (хамама), русской парной, финской сауны индивидуальных размеров и дизайна. Ну а если есть желание самим построить собственную баньку, то для этого надо просто обратиться в специализированные банные магазины, где предложат широчайший ассортимент оборудования и материалов для строительства сауны и бани.

Появились целые направления дизайнерских, представительских, бизнес, класса "премиум" саун. Они представляют лучшие разработки по дизайну и эргономике саун, многофункциональны, например, можно создавать разные режимы парения - от сухого финского до влажного русского пара. Для этого используются самые современные технологии, оборудование и материалы.

ОБЪЕМ РЕАЛИЗАЦИИ БАННЫХ УСЛУГ РАЗЛИЧНЫМИ СТРУКТУРАМИ

Малый бизнес Здоровье