Следственный комитет РФ вчера на своем сайте обратился ко всем пассажирам, пострадавшим от банкротства авиакомпании "Континент". И попросил их незамедлительно позвонить по телефону: 8-963-655-80-35.
Следователи круглосуточно готовы к приему заявлений о причиненном ущербе, говорится в сообщении.
Московское межрегиональное следственное управление Следственного комитета РФ на транспорте продолжает расследование уголовного дела в связи с банкротством авиакомпании "Континент", из-за которого были отменены сотни рейсов. Ранее сообщалось, что дело в отношении руководства компании и должностных лиц Росавиации заведено по части 4 статьи 159 УК РФ. Речь идет о мошенничестве, которое карается лишением свободы на срок до десяти лет. Что касается работников Росавиации, то в отношении их проверка Следственным комитетом еще не проводилась, рассказали в агентстве. И добавили, что Росавиация готова сотрудничать со всеми правоохранительными органами в интересах защиты прав пассажиров.
В Росавиации также отметили, что им стали известны обстоятельства, приведшие к банкротству "Континента". В июне 2011 года генеральный директор компании Красильников за счет выручки приобрел в собственность учрежденной им и его супругой компании несколько воздушных судов. Это не было согласовано с акционерами, хотя у Красильникова только 25 процентов акций. В результате компании не на что стало покупать топливо, платить за услуги в аэропортах. "Эти действия были совершены уже после проведения территориальным управлением Росавиации проверки финансово-экономического состояния авиакомпании, которая прошла в апреле 2011 года", - подчеркнули в Росавиации.
Сейчас регионы и авиационные власти продолжают разруливать ситуацию в аэропортах, которая сложилась после отмены рейсов "Континента". В понедельник в Краснодарский край прибыло 184 пассажира этой компании. Всех их обещают отправить рейсами других перевозчиков. По словам гендиректора компании "Базэл Аэро", управляющей аэоропортами Юга России, Сергея Лихарева, люди ждут отправки не более трех часов, а Росавиация решает вопрос о компенсации авиакомпаниям, которые приняли пассажиров "Континента". Но проблема в том, что есть информация о количестве купивших билеты у обанкротившейся компании только до второго августа, хотя билеты продавались даже на осенние рейсы. "Континент" заблокировал свою базу данных.
Как стало известно "РГ", только в Красноярском крае около 2,5 тысячи человек имеют на руках авиабилеты "Континента" с датой вылета вплоть до 14 сентября. Вчера в гостиницах Красноярска оставалось 146 пассажиров этой авиакомпании. "Всем оказана необходимая помощь", - заявил глава оперативного штаба министр промышленности и энергетики края Денис Пашков. В Красноярском аэропорту Емельяново удалось не допустить стихийного развития событий - с первых же часов своей деятельности оперативный штаб стал искать возможности для отправки пассажиров.
Так же, как в Краснодаре и Красноярске, организованы штабы Росавиации во всех аэропортах Южного региона России и в Зауралье, где застряли пассажиры "Континента". Представители центрального и регионального управления агентства координируют работу аэропортов и авиакомпаний, которые развозят пассажиров за обанкротившуюся компанию.
К сожалению, сейчас рекомендовать людям обращаться за возвратом денег за купленные билеты в Росавиации уже не могут, так как в Транспортной клиринговой палате на счету компании "Континент" закончились средства. А так как перевозчик является банкротом, он не в состоянии вернуть деньги сам.
Поэтому единственная возможность для тех, кто уже купил билеты "Континента" и все-таки рассчитывает вылететь на отдых и обратно, ждать места на бортах других авиакомпаний, которые летают из тех же городов, где была маршрутная сеть компании. Обращаться для того, чтобы улететь, нужно как раз в оперативный штаб, организованный в аэропортах. Перевозчики могут пойти на то, чтобы брать пассажиров "Континента" на борт, так как в бюджете 2011 года на компенсацию расходов на перевозку пассажиров компаний-банкротов предусмотрено 300 миллионов рублей. Росавиация определяет список компаний, которые смогут осуществлять перевозку.
Но, учитывая, что это может быть не последний случай банкротства перевозчика, необходимы и другие варианты, которые бы гарантировали пассажирам, что они обязательно доберутся до места назначения. Минтранс заявил, что считает необходимым создать фонд гарантирования авиаперевозок, который будут регулировать сами авиакомпании. По мнению замминистра Валерия Окулова, фонд необходим для защиты интересов пассажиров. Минтрансом уже подготовлены проекты нормативных актов и положение о фонде гарантирования авиаперевозок, которые планируется внести в правительство в сентябре. Окулов напомнил, что в 2012 году выделение денег из бюджета для фингарантий перевозки пассажиров в случае остановки операционной деятельности какого-либо перевозчика не предусмотрено. Люди могут остаться без защиты, и, как показывает практика, ни руководители, ни акционеры авиакомпаний никакой ответственности перед пассажирами не несут. Замминистра сожалел, что пока перевозчики не проявляют интереса к формированию фонда.
Окулов не скрывает, что создание фонда приведет к увеличению финансовой нагрузки. Но, по экспертным оценкам, стоимость перевозки одного пассажира возрастет всего на 20 рублей. А через три года размер фонда должен достичь 3 миллиардов рублей. В минтрансе уверены: его создание повысит привлекательность авиаперевозок и позволит обеспечить гарантии для пассажира. Фонд будет создаваться только для регулярных перевозок. Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ отметил, что сейчас, с его точки зрения, единственный способ защиты прав потребителей в этой сфере страхование. Тогда за счет страховой компании можно найти способ вылететь к назначенному месту. Пока же необходимо приобретать билеты больших авиакомпаний, однако ситуация в мировом авиабизнесе показывает - "все может быть", отметил Шелищ.