03.08.2011 00:23
Культура

Михаил Швыдкой: Цирк - самое честное из искусств

Текст:  Михаил Швыдкой (доктор искусствоведения)
Российская газета - Федеральный выпуск: №168 (5544)
Читать на сайте RG.RU

В конце июля ко мне пришло рекламное письмо, извещающее, что в зимний сезон 2011 - 2012 годов в Государственном Кремлевском дворце знаменитый и любимый москвичами цирк "Дю Солей" представит свою новую постановку, на которую уже сегодня можно заказать билеты. Цена первых рядов партера - двенадцать тысяч рублей, или, выражаясь непринятым теперь денежным эквивалентом, более четырехсот долларов США. Понятно, что администрация цирка обещает разного рода скидки на групповые билеты, но какими бы эти скидки ни были, они все равно не предусматривают демократическую доступность зрелища. Спектакли "Дю Солей", которые делают и для цирковых арен, и для традиционных сценических подмостков, любят в России уже давно. Коммерческий успех безусловно выдающегося канадского цирка, в котором, впрочем, работает немало артистов из России, наверное, навеял не вполне адекватное представление о том, что такое цирковое дело, нашим экономистам во власти. Во всяком случае не раз и не два я слышал о том, что цирк в России не может находиться на дотации у государства и что он вполне способен стать одним из самоокупаемых видов искусства. Не стану подробно раскрывать экономику канадского цирка, у которого немало стратегических партнеров и временных благодетелей. Который, как и многие другие зарубежные цирки, пользуется весьма гибкой системой налогообложения как учреждений культуры, так и их спонсоров. И это помимо грантов разного рода организаций и косвенной помощи правительства. Но даже при безупречно работающей администрации, умеющей находить деньги, канадцы вынуждены держать высокие цены на билеты, чтобы платить достойные деньги авторам своих фантастических спектаклей и артистам, которые в них выступают.

Цирк, пожалуй, самое честное из искусств - здесь нельзя быть не готовым к творчеству. Или ты рискуешь сломать шею - в прямом, а не в переносном смысле этого слова

Но ведь цирк существует не для того, чтобы в нем могли работать артисты. Испокон веку цирковое искусство, которое во всем мире начиналось с низовых форм народного творчества, с ярмарочной площади, было одним из самых демократичных и доступных видов развлечений. При этом оно не только развлекало, но и просвещало, и возвышало народ. Цирк дает представление о том, каким может стать человек, он раскрывает безграничное многообразие человеческих возможностей в предметном, осязаемом мире. Это своего рода демонстрация победы над страхом бытия, наглядное обретение бесстрашия. И одновременно слияние с природой и космосом.

Весь цирк, даже в его клоунских жанрах, это гимн совершенному человеку. Цирк, пожалуй, самое честное из искусств - здесь нельзя быть не готовым к творчеству. В этом случае ты рискуешь сломать шею - в прямом, а не в переносном смысле этого слова. Не случайно прозорливые руководители регионов даже в трудные девяностые годы строили новые цирковые здания - они думали о своих земляках и их детях.

По сей день в России цирк - искусство для небогатых семей. Ценовая политика в современном российском цирке - от Владивостока до Калининграда - учитывает возможности горожан, а потому средняя цена билета на цирковое представление ниже или сопоставима с ценой билета в кино. Переход на самоокупаемость уничтожит российское цирковое искусство прежде всего потому, что вынужденно взвинтив цены на билеты, цирки потеряют массового зрителя. Или, как это уже было в 90-е годы, начнут использовать свои помещения для совсем иных целей. И неважно, что в них будет - вещевые рынки или кинотеатры 3D. Сегодняшнее бюджетное законодательство не предлагает других возможностей для повышения рентабельности. Расходы и так оптимизированы - цирковые служащие получают ниже среднего по стране, а костюмы и декорации представлений, как правило, оставляют желать лучшего. Но повышение цен на билеты имеет свои пределы. Не случайно цирк "Дю Солей" в России с коммерческим успехом работает лишь в Москве и Казани. Даже в Петербурге для него не хватает потребительского спроса - чего говорить о других городах.

Уход государства из циркового дела приведет к катастрофе тот вид творчества, который всегда составлял славу отечественного искусства. Весь вопрос в том, куда вкладывать деньги. И спасут ли деньги нереформированную цирковую систему России?

Когда Росцирк вернулся в систему министерства культуры, в нашем цирке сохранился советский феодализм для артистов с элементами раннего капитализма для начальников. К тому же при явно недостаточной государственной поддержке. В стране вместо одного артистического конвейера, которым с 1957 года руководил "Союзгосцирк", образовалось как минимум пять - Росцирка, Большого цирка на проспекте Вернадского, Большого Петербургского, Московского на Цветном бульваре (с 1997 года он работает по существу как частный цирк), Казанского цирка. Впрочем, существуют и другие вполне дееспособные структуры, вроде Екатеринбургского цирка. Попытка руководства Росцирка подчинить себе все цирковые здания и коллективы страны не увенчалась успехом. Более того, многие известные артисты уходили на волю, пускаясь в свободное плавание. Это не всегда приводило к хорошим результатам, большие коллективы, работающие с животными, не могли выживать без поддержки государства. Сохранив некоторые уникальные аттракционы с дикими зверями, вроде "Суматранских тигров" Николая Павленко, мы растеряли, к примеру, коллективы, работающие с лошадьми, которыми всегда славился российский цирк.

Уже в начале 2000-х годов стало ясно, что в цирковой системе страны необходимо провести кардинальную реформу, наподобие той, что была осуществлена в РАО ЕЭС. Увы, не оказалось циркового Анатолия Чубайса. Но потребность в реформе существует по сей день. С моей точки зрения, важно разделить на четыре отдельных, самостоятельно существующих блока. Во-первых, систему недвижимости (это 41 стационарный, 11 передвижных цирков-шапито и т.д. только в системе Росцирка), во-вторых, собственно актерский конвейер, образовав специализированное цирковое актерское агентство или несколько подобных агентств (конвейер Росцирка - приблизительно 3000 артистов, Большого цирка на проспекте Вернадского - более 800 и т.д.). Плюс - сохранить и укрепить два существующих центра подготовки номеров в Москве и Ростове-на-Дону, быть может, создав еще два - на Урале и в Сибири. Наконец, продумать систему развития циркового образования, так как в цирках все чаще работают либо бывшие спортсмены, либо просто одаренные любители. О формах собственности и ведении этих блоков можно спорить, но они должны находиться между собой в нормальной экономически прозрачной системе взаимоотношений, которая может и должна быть совершенно прозрачной. Подобная реформа защитит социальные и творческие права артистов цирка, интересы публики и определит государственный интерес. Государство должно вкладывать средства прежде всего в систему подготовки артистов, номеров и цирковых программ. Ведь сила "Дю Солей" не в уникальности отдельных номеров, а в волшебстве волнующих душу и воображение представлений, то есть в том, чем был силен всегда наш отечественный цирк.

Цирк - великое и прекрасное искусство. Если вы никогда в нем не были, значит вы не пробудили в себе чего-то возвышенно неповторимого. Приглашаю!

 

Шоу