04.08.2011 00:45
Экономика

ФАС разработает законопроект об обязательной регистрации всех внебиржевых сделок с нефтепродуктами

С дефицитом бензина ФАС будет бороться новыми акцизами, штрафами и резервным фондом
Текст:  Тарас Фомченков
Российская газета - Столичный выпуск: №169 (5545)
Читать на сайте RG.RU

Федеральная антимонопольная служба разрабатывает законопроект об обязательной регистрации всех внебиржевых сделок, связанных с нефтепродуктами. Отслеживая ситуацию на всех сегментах рынка, ФАС планирует бороться с дефицитом и ростом цен на бензин, который в 2011 году подорожал уже на 11 процентов.

Об этом журналистам рассказал вчера заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин на пресс-конференции в Москве. По его словам, в ближайшее время законопроект будет внесен в правительство.

Стоит отметить, что этой мерой работа антимонопольщиков над совершенствованием законодательства не ограничивается. "Мы подготовили поправки в Налоговый кодекс по акцизам", - поделился Голомолзин. И добавил, что законопроект проработан с минэнерго и минфин. Правда, с финансовым ведомством у ФАС есть определенные разногласия. Хотя "минфин в целом и разделяет идеологию поправок, но считает, что их сложно реализовать технически".

Суть предложения антимонопольщиков в том, чтобы повышать акцизы на топливо по новой схеме: рост инфляции за месяц умножается на коэффициент 0,9. Например, если в июне этого года она поднялась на 0,2 процента, то акцизы должны вырасти на 0,18 процента, то есть несколько меньше общего роста цен по стране.  Правда, Голомолзин не уточнил, как часто будут повышаться топливные акцизы (сейчас это делается один раз в год). Это еще предстоит просчитать. Тем более что  коэффициент изменения акцизов, по задумке ФАС, в течение года должен быть гибким, в зависимости, например, от мировых цен на нефть. На данный момент в идее антимонопольщиков главное - идеология. Как подчеркнул замглавы ФАС, от акцизов в значительной степени зависит уровень цен на бензин, то есть получается, что их платят потребители. А, значит, вопрос приобретает первостепенную важность.

В своей борьбе с ростом цен на бензин ФАС предпочитает превентивные меры, которые, по мнению Голомолзина, являются нормальным механизмом рыночного воздействия. И "чтобы не возбуждать дела постфактум, мы договариваемся с компаниями, что они будут обеспечивать поставки в определенном объеме и определенного качества. Если дефицит все же появляется в результате невыполнения взятых на себя обязательств, то мы, конечно, возбуждаем дела", пояснил Голомолзин. С конца декабря по первую половину этого года уже возбуждено 72 дела за нарушение антимонопольного законодательства. При этом около одной трети их  связаны с картельным сговором, остальные - это злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Буквально вчера в ФАС прошло рассмотрение дела компании "Лукойл" о нарушении антимонопольного законодательства, что привело к дефициту топлива и росту цен. Штраф за это может составить от 1 до 15 процентов годовой выручки на том сегменте рынке, где произошло нарушение. Однако накануне "Лукойл" признала факт нарушения законодательства, сообщил Голомолзин во вторник. Это означает, что дело против компании может быть прекращено. Именно так произошло с "Газпром нефтью", которая "пришла с повинной". Третья компания - "Роснефть" - пока вину не признала.

Кстати, это уже не первые дела против "большой нефтяной тройки". В 2008 году на них были наложены штрафы от 1 до 1,5 миллиарда рублей. А потом за рецидив - от 4 до 5 миллиардов. Теперь штрафы могут быть еще больше. Но Голомолзин никаких цифр не назвал, как и не прокомментировал ситуацию с "Лукойлом", сославшись на то, что работа с компаниями продолжается.

ФАС, судя по его словам, не собирается ослаблять свой контроль на этом направлении. Поскольку злоупотребление доминирующим положением напрямую влияет на цену топлива для потребителей. Замглавы ФАС привел такие цифры: в том регионе, где доминирует одна компания, цены на 2-5 процентов выше, чем там, где их несколько.

Еще одно направление для снижения остроты на рынке - резервирование топлива. Для этого есть целый ряд механизмов, например с использованием Росрезерва. Подобного рода "подушку безопасности" надо иметь, это экономически эффективно для самих нефтяных компаний, считает Голомолзин, так как они могут легко переориентировать поставки с внутреннего рынка на внешний и наоборот. Вопрос о резервировании ФАС тоже сейчас прорабатывает.

Компании продолжают поставлять топливо как на внешний, так и на внутренний рынок, но соотношение несколько изменилось. Половина всех нефтепродуктов, подчеркнул Голомолзин, направляется на экспорт. Это в среднем 80-85 процентов всего произведенного мазута, 65 процентов - дизтоплива. Бензин утекает не так быстро. Раньше за рубеж уходило 15-25 процентов выпущенного НПЗ бензина. Сейчас, после введения экспортных пошлин, меньше. Причина преобладания мазута в экспорте нефтепродуктов еще и в том, что глубина переработки нефти на отечественных НПЗ оставляет желать лучшего. Сейчас она находится на уровне 71 процента, в развитых странах мира приближается к 95 процентам. При этом, посетовал замглавы ФАС, ранее нефтяные компании заявляли, что проводят модернизацию, "но за предыдущие два года декларации были исполнены лишь наполовину".

Тем не менее, Федеральная антимонопольная служба надеется, что в этом году цены на бензин дальше будут расти в одном темпе с инфляцией, а дефицита топлива не будет. "Бензина хватит не только на осень, но и на всю обозримую перспективу", - обнадежил Анатолий Голомолзин. 

Бизнес ФАС