По итогам внеочередной аттестации в органах внутренних дел Воронежской области отсеяно около 4,5 процента сотрудников.
- Всплыли непогашенные судимости, прекращенные уголовные преследования, близкое родство с подчиненными или непосредственными начальниками, - рассказал начальник главного управления МВД по Воронежской области Александр Сысоев. - Серьезные проблемы с образованием: многие как получили в техникумах дипломы механизаторов или мелиораторов, так и остановились в развитии. Если человек дослужился до майора и не удосужился окончить вуз, значит, он потерял интерес к работе. Мы попросили сто дополнительных мест в институтах МВД на грядущий учебный год, продолжим доучивать сотрудников и в дальнейшем.
При оценке экс-милиционеров учитывалось множество параметров, от физподготовки до имиджа конкретных сотрудников в публикациях СМИ и жалобах граждан. Например, людям невыдержанным в переименованном ведомстве не место.
- Ну, а что касается комплекции… - улыбнулся представительный Сысоев, вспоминая заявление главы МВД о том, что в полиции не должно быть "пузатых". - Не всем удается быть стройными. Наши крупные ребята успешно сдали нормативы, некоторые по два-три раза выполняли весь комплекс упражнений под прицелом видеокамеры. Раз так, пара лишних килограммов - не повод выгонять человека.
Разоблачить коррупционеров в погонах оказалось непросто ("десять КамАЗов - все записаны на жену!"), однако по совокупности грехов многие не по чину состоятельные милиционеры все же лишились должностей. Кто-то годами отлынивал от службы, уходя то в отпуск, то на больничный, то на "учебу". Кто-то интересовался лишь строительством собственных особняков. 48 сотрудников решено было тестировать на детекторе лжи. Трое отказались сразу - и без того увольнялись. Остальных полиграф вывел на чистую воду.
Конечно, не все были согласны с решением аттестационной комиссии, но аргументы при этом, по мнению Сысоева, приводили сомнительные. Якобы после всех испытаний сотрудникам попадали в руки черновики положительных вердиктов "без опознавательных знаков, подписей и печатей", а в итоговых вариантах затем стояли противоположные рекомендации. По этим жалобам проводятся проверки.
В среднем в подразделениях МВД по Воронежской области сократили пятую часть должностей. Меньше всего пострадали "низы" - участковые и оперуполномоченные, следователи и дознаватели. А вот штатная численность ряда вспомогательных и тыловых служб уменьшилась на 50-80 процентов.
- Сильно "урезали" руководителей: если у главы ГУВД региона было восемь замов, то у меня их три, столько же заместителей (вместо пяти-шести) осталось и у начальников райотделов. Ликвидированы некоторые подразделения. Зато увеличилась доля исполнителей среднего звена, не тронули мы отряды особого назначения и спецназ, - отметил Александр Сысоев.
Перемены затронули также ГИБДД и ДПС - вместо людей на дорогах зачастую уместнее технические средства. Работу воронежских гаишников генерал-лейтенант, поработавший в "лихих" южных регионах, раскритиковал:
- Смертность на дорогах не снижается, водители в областном центре гоняют хлеще джигитов на Кавказе - а инспектора днем с огнем не сыщешь. Переаттестация позволила устранить семейственность, характерную для ГИБДД. Но, кстати, многие - в том числе в органах внутренних дел - выбирали в качестве решения коллизий не перемещение по "горизонтали", а увольнение. Начальники райотделов согласны на более низкую должность, лишь бы не покидать привычный район… И еще: никто не хочет брать на себя ответственность. Как мы искали себе руководителя кадрового управления! Воронежским предлагали - те в отказ. Пришлось просить в МВД резервиста. Прислали человека из Адыгеи, где я ранее работал. Теперь слышу упреки - мол, продвигаю "своих". Может, и неправильно поступил. Но что было делать?..
Двое сотрудников после успешной переаттестации уже умудрились совершить преступления коррупционной направленности. Так, в одном из районов выдали 350 водительских удостоверений гражданам, которые никогда не проживали в Воронежской области.
- За ними уже захлопнулись двери камеры, - подчеркнул Сысоев. - Не сразу полицейский станет чистеньким, настоящего правоохранителя еще лепить и лепить. На первых порах разве что хамства будет меньше, а через год поглядим, насколько оправдала себя реформа МВД.
Справка "РГ"
С начала реформы МВД в регионе уволено из органов 925 человек: 335 по собственному желанию, 140 - по достижению предельного возраста, 256 по сокращению штатов. Некоторые сотрудники не явились на аттестацию, предпочтя уйти сразу. Возрастных отправили на пенсию без испытаний. 55 уволенных "по сокращению" обратились за содействием в трудоустройстве, 33 из них приняли в другие силовые ведомства, где критерии мягче, - например, в федеральную службу исполнения наказаний.
Кадровая чистка усугубила недоукомплектованность подразделений областного управления МВД. В некоторых райотделах полиции - по 20-30 вакансий. Отбор кандидатов уже объявлен.