03.08.2011 00:27
Общество

История СССР: Как происходила депортация советских немцев в 1941 году

Через сорок дней после начала Великой Отечественной войны была запущена беспрецедентная акция в тылу у наших войск, давшая первый реальный толчок к развалу Советского Союза
Текст:  Анатолий Юрков
Российская газета - Федеральный выпуск: №168 (5544)
Читать на сайте RG.RU

Шифровка Сталину

3-го августа 1941 года ближе к ночи шифровальные аппараты Ставки Верховного командования в Москве приняли совершенно секретное донесение Военсовета Южного фронта.

Выселить с треском

"Шифрограмма командования Южного фронта
3 августа 1941 г.
Боевое донесение 28/оп
Штаб фронта Вознесенск
3.8.41 21.55 Карта 500 000 и 200 000
Совершенно секретно
г. Полтава
Ставка Верховного командования
Тов. Сталину
Главкому тов. Буденному

1. Военные действия на Днестре показали, что немецкое население стреляло из окон и огородов по отходящим нашим войскам. Установлено также, что вступающие немецко-фашистские войска в немецкой деревне 1 августа 1941 года встречались хлебом-солью. На территории фронта имеется масса населенных пунктов с немецким населением.
2. Просим дать указания местным органам власти о немедленном выселении неблагонадежных элементов.

Тюленев, Запорожец, Романов".

К генералу армии Тюленеву присоединяется генерал-лейтенант Запорожец, тоже большая шишка на фронте и скорый на руку Н.Н. Романов, секретарь ЦК ВЛКСМ, по случаю военных действий ставший членом Военного совета фронта. Он тоже, естественно, просит, присоединяется к старшим товарищам коммунистам. На шифровке стоит входящий N 28/оп, лаконичная резолюция:

"Т-щу Берия. Надо выселить с треском. И. Ст.". Пометка секретаря с неразборчивой (и не идентифицированной) подписью: "Наркому доложено 25.VIII.41 г.". Да, а кого "выселять с треском"? Они, месяц спустя, уже глубоко по ту сторону фронта, и их судьбой теперь распоряжаются гитлеровцы? Кого?! Три недели донесение петляло по столам. Но зато после 25-го завертелось красное колесо.

Треск

В материалах Всесоюзной переписи населения 1939 года значится: в стране проживает и зарегистрировано 1 млн 427 тыс. 222 человека немецкой национальности. Больше всего в РСФСР - 862,5 тыс. чел., на Украине - 392,7 тыс., в Казахстане - 92,7 тыс., в Азербайджане - 231 тыс. и в Грузии - 2 500 человек.

Есть один не рядовой в той политической ситуации факт, зафиксированный в документах, на который ссылаются некоторые историки, полагая, что депортация немцев возникла спонтанно, разбуженная той шифровкой с Южного фронта. А именно, 31 июня, спустя девять дней после вероломного нападения Германии на СССР, Верховным судом Автономной Республики Немцев Поволжья был приговорен к шести годам лишения свободы некто И. Белоусов, заведующий овцетоварной фермой колхоза имени Куйбышева Старо-Полтавского кантона (района) "за шовинистический выпад против немцев, проживающих в СССР".

Кроме того, около 11 200 немцев автономной республики к середине августа 1941 года, определенно до резолюции Сталина на шифровке, записалось в отряды народного ополчения, которые готовились к отправке на фронт. Между прочим, среди них 2635 женщин. Всё это факты истории, подтвержденные документами. Их никто не оспаривает. И именно 3 августа 1941 года (вот как история иногда "шутит") был образован республиканский фонд обороны страны, в который в первый же день стали поступать пожертвования граждан АССР Немцев Поволжья.

...Предстояла большая, а по тем военным временам, уже плачевным для нас, колоссальная работа, требующая привлечения всего резерва НКВД СССР. Чтобы "выселить с треском..."

И все-таки команда к началу чистки тылов воюющей страны была отдана внутри самого НКВД не позже 26 августа. И практически депортация началась с АССР Немцев Поволжья. 28 августа Президиум Верховного Совета СССР выпустил Указ "О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья" (которые, как нам известно, ни разу не выстрелили в спину нашим отступающим войскам и к этому времени до границ АССР Немцев Поволжья еще не дошли). В тот же день в составе центрального аппарата НКВД СССР был создан Отдел спецпоселений (ОСП) - исключительно для реализации сталинского "треска". Он просуществует почти 15 месяцев, а потом передаст свои функции ГУЛАГу.

Лаврентий Берия, ставший к этому времени членом ГКО и народным комиссаром внутренних дел СССР, возьмется за порученное дело круто. Как он умел. К 25 августа, видимо, все-таки он уже "поработал" с донесением, - а может, знал заранее, что оно будет и что именно такого смысла? Но известно абсолютно точно, что к 25 августа уже имелся проект совместного проставления СНК СССР (Совета народных комиссаров - правительства страны) и ЦК ВКП(б) (Центрального Комитета Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) о переселении немцев из Республики Немцев Поволжья, Саратовской и Сталинградской областей, подготовленный в недрах НКВД... (Нет, все-таки шифровка больше "нужна" была Л. Берия, чем генералу армии Тюленеву). К нему прилагалось сопроводительное письмо N 2514/Б, подписанное Л. Берия. Вот его полный текст.

"25 августа 1941 г.
В соответствии с Вашими указаниями при этом представляю проект Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) о порядке переселения из Республики Немцев Поволжья, Саратовской и Сталинградской областей.
Всего из указанных местностей подлежит выселению 479 841 человек, в том числе из Республики Немцев Поволжья - 401 746 человек, из Саратовской области - 54 389 человек, из Сталинградской области - 23 756 человек.
Переселение намечается произвести в северо-восточные области Казахской ССР, Красноярский и Алтайский края, Омскую и Новосибирскую области.
С препровождаемым проектом постановления ознакомлены первые секретари обкомов ВКП(б): Саратовского - тов. Власов, Сталинградского - тов. Чуянов, Республики Немцев Поволжья - тов. Малов.
Прошу Ваших указаний
Народный комиссар внутренних дел Союза ССР
Л. Берия".

Тем же Указом Верховного Совета СССР была дана мотивировка такого крутого шага. "По достоверным данным - так начинается тот государственный документ, - полученным военными властями, среди немецкого населения, проживающего в районах Поволжья, имеются тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов (выделено мной. - А.Ю.), которые по сигналу, данному из Германии, должны произвести взрывы в районах, заселенных немцами Поволжья. О наличии такого большого количества диверсантов и шпионов среди немцев Поволжья никто из немцев, проживающих в районах Поволжья, советским властям не сообщал. Следовательно, немецкое население районов Поволжья скрывает в своей среде врагов Советского народа и Советской власти..."

Подписали этот указ М. Калинин, председатель Президиума Верховного Совета СССР и А. Горкин, секретарь ПВС СССР. Потом, после смерти Сталина, власти признают, что сотни тысяч депортированных в Сибирь немцев по сигналу 3 августа 1941 года были добропорядочными советскими гражданами, ни в чем не повинными перед нами и страной, подвергшейся фашистской вероломной агрессии.

В Государственном архиве РФ хранится подлинник того свирепого указа, похожего на приговор, отданного как бы от имени всего советского народа. Там же, в архиве, хранятся и сопутствующие распоряжения: 1) Указ послать только в "Ведомости", опубликовать только в них и в печати Республики Немцев Поволжья. А именно, в газетах "Большевик" (Энгельс) и Nachrichten (Engels) в один и тот же день - 30.08.1941 г.

Первый секретарь обкома компартии С. Малов (русский по национальности) узнал о случившемся из публикации в местных газетах. Он тут же написал докладную записку И. Сталину: значительная часть населения республики критически отнеслась к указу, многие возмущены утверждением, что люди скрывают врагов советской власти...

5 сентября 1941 года высшие должностные лица автономной республики - председатель СНК А. Гекман, председатель Верховного Совета К. Гофман и третий секретарь обкома партии Г. Кормбахер были сняты с занимаемых постов, а А. Гекман и Г. Корбмахер исключены из партии ("за дискредитацию указа"). С. Малов подал заявление об отставке сам. "Освобождающиеся" земли автономии были поделены между соседями - Сталинградской и Саратовской областями в мае 1942 года.

Сталинский "треск" сокрушающим громом пронесся над отчим кровом 363 тысяч советских немцев, бросив их на Восток, навстречу наступающим морозам - и мужчин, и детей, и женщин...

Все эти тысячи тысяч, которые выжили, придет время перестройки, опустошающим кадровым валом ринутся из нашей страны, как только рухнет Берлинская стена, оголяя наши заводы, фабрики, колхозы и НИИ от великолепных творчески мыслящих и умеющих хорошо работать кадров. Эту "прореху" мы не заштопали и по сей день.

А 70 лет назад в воюющей стране развернулась такая мобилизация сил, такое количество подвижного состава и военных ресурсов было брошено на реализацию мудрого указания вождя "выселить с треском", будто от успеха этой операции зависело коренным образом положение на действующих фронтах: враг устрашится и немедленно повернет назад. И теперь наши будут стрелять ему, убегающему, в спину.

Уже 6 сентября 1941 г. ГКО (Государственный Комитет Обороны) принимает Постановление N 636 сc (совершенно секретное) о переселении немцев из г. Москвы и Московской области - 8617 человек и Ростовской области - 21 400 человек в Казахстан...

Стратеги из НКВД предвидели: Москва может пасть, и тогда выстрелы в спину прозвучат и на Красной площади. Вот они и упреждали. Вожди не хотели выглядеть сплошными нелюдями, поэтому решали проблему не чохом, а порайонно. Так сказать, проявляли индивидуальный подход, чтобы драконовская кара выглядела как вынужденная, вызванная не только условиями военного времени, но и зловредными замыслами выселяемых. Надо же, нам и так плохо - отступаем, а они еще нам в спину: называется, пригрели змею на своей груди.

Посмертная записка Матильды Карловны

И все-таки "московский вариант" депортации немцев выглядит аккуратнее, нежели, скажем, любой из прибалтийских. Вот он как предопределен ГКО.

"N 636 сс
6 сентября 1941 г.
Совершенно секретно
...Государственный Комитет Обороны Союза ССР постановляет:
1. Переселить немцев из г. Москвы и Московской области - 8617 человек и Ростовской области - 21 400 человек в Казахскую ССР, в том числе: в Карагандинскую область - 4000 человек, Джамбульскую - 8000, Кзыл-Ординскую - 8000 и Южно-Казахстанскую - 10 017 человек.
2. Руководство переселением возложить на НКВД СССР.
К переселению из г. Москвы и Московской области приступить 10 сентября и закончить 20 сентября.
По Ростовской области к переселению приступить 15 сентября и закончить 20 сентября.
3. Расселение в новых местах производить путем вселения в существующие колхозы и совхозы и расселения переселяемых на новом месте с использованием всех пустующих строений в сельских местностях.
При отсутствии жилого фонда и хозяйственных построек в местах расселения произвести строительство домов силами переселяемых.
Городских жителей расселять в районных центрах и других городах, кроме областных.
4. Разрешить переселяемым брать с собой личное имущество и продовольствие на путь следования до 200 кг на каждого члена семьи.
5. Принадлежащие переселяемым постройки, сельскохозяйственные орудия, скот и зернофураж сдаются комиссиям... Постройки колхозам и колхозникам восстанавливаются в местах расселения путем предоставления готовых домов.
Переселенцам, которым не будут предоставлены в местах вселения дома, выдается на постройку, а в необходимых случаях и на ремонт домов, кредит по линии сельхозбанка в размере 2 тыс. руб. сроком на 5 лет из 3% годовых с погашением полученного кредита со второго года после получения ссуды...
...11. Разрешить СНК Казахской ССР мобилизовать нужное количество авто- и гужтранспорта местных организаций и колхозов для перевозки переселяемых от станции разгрузки до места расселения.
Председатель Государственного Комитета Обороны
И. Сталин".

И красное колесо покатилось дальше, накаляясь все больше.

"Наркому внутренних дел СССР
Генеральному комиссару Госбезопасности Л.П. Берия
Рапорт N 1/732 19 сентября 1941 г.
Секретно
В соответствии с приказом НКВД СССР N 001237 от 8 сентября 1941 г. в г. Москве и районах Московской области всего выявлено лиц немецкой национальности 11 567 (без политэмиграции), из них:
Арестовано - 1142 человека
Намечено к переселению - 10 425
...Всего на 19 сентября с.г. переселено 8449 человек, в том числе из г. Москвы 3525 человек и районов Московской области 4925 человек.
Отправка эшелонов с переселяемыми производилась:
13 сентября - 1 эшелон в количестве 2430 человек из г. Москвы;
14 сентября - 2 эшелона - 4925 человек из районов Московской области;
19 сентября - 1 эшелон - 1094 человека из г. Москвы.
Переселяемые из г. Москвы направляются в Карагандинскую область Казахстана, а из районов Московской области - в Кзыл-Ординскую область.
Переселение лиц немецкой национальности из районов Московской области закончено.
По г. Москве дополнительно подлежит переселению с эшелоном 22 сентября с.г. и в индивидуальном порядке - 356 человек.
Оставлено на жительство в г. Москве (включая членов семьи) 1620 человек, из них:
а) лиц, главы семей которых не являются немцами по национальности, - 912 человек
б) в связи с преклонным возрастом - 364 - " -
в) членов семей красноармейцев - 100 - " -
г) по оперативным соображениям - 97 - " -
д) как крупные специалисты - 147 - " -
В связи с переселением в Управление и райотделы НКВД поступило 701 заявление, из них 374 заявления рассмотрены руководством Управления и 327 - начальниками райотделов НКВД.
Среди лиц немецкой национальности в связи с переселением зарегистрированы следующие происшествия:
12 сентября 1941 г. в 20 час. в г. Москве у себя на квартире покушался на самоубийство Эрдман, 1893 г. рождения, по национальности немец, экономист-товаровед по специальности, работал грузчиком... Эрдман, узнав о том, что он подлежит переселению, и будучи в степени легкого опьянения, лезвием безопасной бритвы перерезал вену на левой руке.
Эрдман помещен в больницу. Состояние здоровья его в настоящее время удовлетворительное.
12 сентября 1941 г. в 21 час. Ивановский, по национальности немец, 1858 г. рождения, застрелил свою жену Ивановскую Елену, она же Матильда Карловна, 1877 г. рождения, по национальности тоже немка. Затем Ивановский пытался покончить жизнь самоубийством и выстрелом из ружья нанес себе рану в висок.
Ивановские оставили записку следующего содержания: "В нашей смерти никого не винить". Ивановская на записке приписала: "... я попросила мужа, и он дал согласие. Моя болезнь не позволяет мне переехать".
Ивановский помещен в больницу. Труп Ивановской направлен в морг.
13 сентября т.г. в 7 часов утра у себя дома пыталась покончить жизнь самоубийством путем вскрытия ножницами вены на левой руке Береш, 1859 г. рождения, по национальности немка, жена бывшего управляющего имением дома Романовых. Береш причинила себе незначительное ранение.
Скрылось от переселения 10 человек. Приняты меры к розыску.
М. Журавлев, начальник УНКВД МО, старший майор государственной безопасности".

Они знали, что творили. "В порядке профилактических мероприятий, связанных с военной обстановкой, без наличия компрометирующих материалов (главным образом граждан СССР немецкой национальности) было направлено на спецпоселение и взято под надзор органов МВД 967 145 человек. Кроме того, по отдельным указаниям МВД СССР без наличия компрометирующих материалов было взято на учет спецпоселения 159 906 местных немцев и 800 болгар - граждан СССР, репатриированных в 1945 году из Румынии и Болгарии, - напишет в своем отчете после войны министр внутренних дел СССР С. Круглов. - Таким образом, всего без наличия компрометирующих материалов в разное время было выселено и взято на учет 1 124 645 человек (немцев)".

А как же Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года за N 21-60 "О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья", в котором черным по белому записано: "По достоверным данным... имеются тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов, которые по сигналу... из Германии, должны произвести взрывы..."? Выходит, и тов. Калинин, и тов. Горкин способствовали тому, чтобы выбить из строя в самое тяжелое для страны время миллион с лишним прекрасных работников, ни в чем не повинных граждан СССР - ни перед государством, ни перед народом - обвинить их на самом высоком уровне в тягчайших преступлениях против советского народа и государства?

Я знал одного из них, общался на Байконуре, в Центре управления космическими полетами, - он еще в лагерной шарашке начал работать вместе с нами на нашу победу - Бориса Раушенбаха, действительного члена АН СССР, ученого с мировым именем, лауреата и Героя. В 1942-м еще в Институте N 1 у Мстислава Келдыша он "успешно занимался расчетами движения самонаводящегося зенитного снаряда...", не успел завершить. В лагерной шарашке Нижнего Тагила (кирпичный завод за колючей проволокой, голод, холод и режим) недели за две ту работу закончил, отослал в Москву. Но НКВД его не выпустил из лагеря, согласился лишь сдать "в аренду" авиастроителям.

Борис Викторович и потом, когда его реабилитировали, и когда рухнула Берлинская стена, оставался с нами, самозабвенно работая с Мстиславом Келдышем и Сергеем Королевым, считая своей родиной русскую землю. Оставался с нами до конца - потомственный русский немец, преданный новой родине как патриот-руссак. Только в своей последней предсмертной книге часто повторял: всё не так, ребята, всё не так...

Но тысячи и тысячи других разуверились и отказались от нас. Их винить грешно.

История