03.08.2011 11:02
Культура

В Большом театре прошел гала-концерт в честь кубинской балерины Алисии Алонсо

В Большом театре прошел гала-концерт в честь выдающейся кубинской балерины
Текст:  Максим Макарычев
Читать на сайте RG.RU

Во вторник в Большом театре России чествовали великую кубинскую балерину, Алисию Алонсо, которая с частью труппы возглавляемого ею Национального балета Кубы прибыла в Москву на празднование по случаю своего 90-летнего юбилея.

Зал дружно встал и несколько минут рукоплескал стоя после того, как национальная героиня и символ культуры Кубы Алисия Алонсо появилась в центральной ложе Большого театра. Далее публике был показан десятиминутный фильм с историей ее творческой жизни. Алисия впервые появилась на подмостках в 1931 году, начав заниматься танцем в балетной школе музыкального общества "Про-арте".

Судьба балерины, ставшей ключевым лицом ибероамериканского балета, уникальна. Она родилась в Гаване в 1920 году в семье офицера-креола, выходца из Испании. Младшая из четверых детей в семье, она в раннем возрасте проявила склонность к танцу. Училась балетному искусству в Нью-Йорке и Лондоне. В 19-летнем возрасте случилась трагедия. Вышедшая к тому времени замуж балерина частично потеряла зрение. С годами оно ухудшалось, что, к счастью, не повлияло, на ее танец, признанный одним из самых техничных в истории мирового балета. "Я танцую внутри себя с закрытыми словами", - сказала культовую фразу в одном из интервью балерина. К настоящему моменту Алисия Алонсо фактически ослепла.

В 1948 году она создала в Гаване "Балет Алисии Алонсо", прообраз будущего Национального балета Кубы. В период диктатуры Батисты на Кубе, в 1957 - 1958 годах стала первой балериной западного полушария, приглашенной в качестве гостя для участия в балетных постановках в СССР. "В 1957 году, еще до победы Кубинской революции, Алисия впервые выступила в Большом театре, став послом независимой Кубы, И теперь, спустя более полувека, она вновь объединила нас на своем празднике в Москве", -  признался на вечере временный поверенный в делах посольства Кубы в Москве Рейнальдо Родригес.

После победы Кубинской революции в 1959 году балерина стала во главе Национального балета Кубы, где в полной мере проявился ее талант выдающегося хореографа. "Кубинская школа балета признана одной из сильнейших в мире, теперь у нее могут учиться танцовщики многих стран, и русские в том числе", - признался на пресс-конференции накануне гала-концерта народный артист СССР Владимир Васильев, которому посчастливилось выступать партнером Алисии Алонсо. "На Кубе Алисия Алонсо стала синонимом понятия классический танец, точно также, как Галина Уланова в России. Мне кажется, не будь Алисии на Кубе с самого начала построения там нового общества, мы бы сегодня не могли так восхищаться кубинским балетом", - признался Васильев.

Сама балерина с особой теплотой относится к нашей стране. "Сколько раз я ни бываю в России, меня всегда здесь встречают с любовью и уважением - и зрители, и мои коллеги-артисты. Однажды я ехала из Москвы в Санкт-Петербург, и один господин подарил мне самое дорогое, что у него было - медаль участника войны. Эта огромная часть, которую он мне оказал, жива во мне и будет жить вечно", - заявила Алисия Алонсо на пресс-конференции. Она отметила, что русская школа балета всегда была более техничной, чем любая другая. "Когда во всем мире еще не знали, что такое поддержки, русский балет во всю это использовал", - подчеркнула Алисия Алонсо. Она также особо отметила роль кубинских властей и лично Фиделя Кастро в становлении и развитии национальной балетной школы. "На Кубе огромное число балетных школ, и все они бесплатные. И самое главное, что после окончания балетной школы все выпускники получают работу, потому что балет и танец на Кубе пользуется огромной популярностью. Родители охотно отдают детей в балетные школы, потому что знают, что им гарантирована работа", - пояснила Алонсо.

Гала-концерт Национального балета Кубы труппа с Острова свободы посвятила своей основательнице и бессменной руководительнице. Прибывшие в Москву лучшие преставители кубинского балета, потенциал которых, по мнению Владимира Васильева "огромен", исполнили фрагменты из "Лебединого озера", "Дон Кихота" и других произведений. Особо тепло был встречен "Умирающий лебедь", который был исполнен в мужском варианте восходящей зведой кубинского балета Алехандро Вирельсе. Кроме того, на сцену вышли  ведущие солисты Большого театра Светлана Захарова и Андрей Уваров, показавшие отрывок из "Кармен-сюиты" в хореографии Алисии Алонсо. А в финале гала-концерта под несмолкающие овации публики на сцену, поддерживаемая молодыми кубинскими танцорами, вышла сама Алисия Алонсо. Народный артист СССР Владимир Васильев, поставив к ее ногам большую корзину цветов, опустился на колени, сказав в своем слове,  что не знает других примеров творческого долголетия на сцене.  Заместитель министра культуры РФ Андрей Бусыгин вручил Алонсо грамоту министерства как "выдающейся личности мировой культуры".

Сама Алонсо, еле сдерживая волнение, призналась, что переполнена счастьем и эмоциями, чувствуя себя, как Алиса в Стране Чудес. "Я с нетерпением жду следующей встречи, когда мы вновь станцуем вместе", - заявила Алонсо под несмолкаемые аплодисменты.

Стало известно, что в Москву в скором времени планируется приезд всей труппы Национального балета Кубы, а затем балет Большого отправится с ответными гастролями на Остров свободы. 

Театр