Ключевую роль в принятии бюджета парламентом играет так называемое предрассмотрение или нулевое чтение, в ходе которого выявляются основные требования законодателей.
Этот механизм был введен фракцией "Единая Россия" и позволил правительству существенно облегчить прохождение законопроекта о бюджете через нижнюю палату парламента.
К нулевому чтению приступают на этапе, когда работа по формированию финансовых проектировок в правительстве входит в завершающую стадию. Это позволяет уже в самых ранних наметках учесть многие предложения и замечания регионов, которые неизбежно возникли бы на последующих этапах рассмотрения законопроекта.
Прежде при принятии бюджета не было чтений в нулевой стадии. В результате бюджет 2002 года, например, подвергался лоббистским атакам в течение трех месяцев, а многие его параметры были изменены не в пользу решения общегосударственных задач. Когда главным инструментом прохождения бюджета через Думу стало именно нулевое чтение, противники этой процедуры резко критиковали ее. В частности, представители партии "Яблоко" заявляли, что "при такой технологии предварительных консультаций реальные экономические проблемы не только не решаются, но даже и не обсуждаются". Однако, как показала практика, предложенный механизм позволил рационально распределять бюджетные расходы, учитывая реальные возможности государства и потребности страны. А главное, позволил укладываться в отведенные Бюджетным кодексом сроки и сделал обсуждение главного финансового документа деловым и лаконичным, лишив его ненужных театральных эффектов.
В июле в рамках нулевого чтения под руководством первого заместителя председателя Госдумы Олега Морозова состоялось заседание рабочей группы фракции "Единая Россия" по подготовке предложений по проекту бюджета на 2012 год и на плановый период до 2014 года. На заседании с докладом выступила замминистра финансов Татьяна Нестеренко. Она отметила, что объем валового внутреннего продукта в 2012 году прогнозируется в сумме 57,5 трлн рублей или с ростом по отношению к предыдущему году на 4,2 процента.
Доходы федерального бюджета запланированы в сумме 10,6 трлн рублей, расходы - в сумме 12,2 трлн рублей или с ростом на 1,2 трлн рублей. Дефицит бюджета составит 1,6 трлн рублей, или 2,7 процента к ВВП. К концу 2012 года планируется увеличение объема Резервного фонда до 1,6 трлн рублей. Объем Фонда национального благосостояния в 2012 году составит 2,5 трлн рублей.
Проектом федерального бюджета предусматривается индексация социальных обязательств государства. Так, в 2012 году на 6 процентов будут увеличены денежное довольствие военнослужащих и приравненных к ним лиц, стипендиальный фонд обучающихся в федеральных учебных заведениях. На модернизацию региональных систем общего образования в 2012 году будет выделено 60,0 млрд рублей.
Особое внимание было уделено децентрализации полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления. Замминистра финансов Антон Силуанов подчеркнул, что одним из ключевых вопросов формирования бюджета на 2012 год является передача на федеральный уровень полномочий по финансированию полиции. Также регионы получат ряд компенсаций, в том числе компенсации ОАО "РЖД" на пригородные пассажирские перевозки. Но при этом на федеральный уровень должны зачисляться доходы, получаемые от госпошлины за регистрацию транспортных средств и доходы от уплаты акцизов на алкогольную продукцию, которые раньше зачислялись в бюджеты субъектов.
Нестеренко пояснила, что на федеральный уровень будут переданы некоторые доходы регионов, "в первую очередь те, которые администрируются самой полицией общественной безопасности". Минфин предлагает перечислять в федеральный бюджет госпошлину за госрегистрацию транспортных средств и штрафы за административные нарушения в области дорожного движения. В 2012 году сумма этих средств может составить 37,04 миллиарда рублей. Также министерство предлагает передать в федеральный бюджет часть доходов от уплаты акциза на алкогольную продукцию.
Самая большая сумма будет потрачена регионами на профтехучилища, содержание которых планируется передать с федерального на региональный уровень. В 2012 году расходы по этой статье составят 32,179 миллиарда рублей. Кроме того, минфин предлагает передать субъектам полномочия в области занятости населения. Кроме того, на региональный уровень планируется передать выплату РЖД средств на компенсацию потерь при перевозках пассажиров в пригородном транспорте. В 2012 году запланировано выплачивать по этой статье 25 миллиардов рублей.
Нестеренко сообщила, что в результате данного перераспределения полномочий и доходов положительный баланс в 2012 году будет наблюдаться у 47 регионов на сумму 53,95 миллиарда рублей, а недостаток средств может быть у 35 регионов на сумму 12,77 миллиарда рублей. В этой связи примерно на 15 миллиардов рублей планируется увеличить фонд сбалансированности, чтобы поддержать регионы.
В конце августа начнется этап рассмотрения несогласованных вопросов. Председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев, выступая с предложениями депутатов от фракции "Единая Россия", выделил проекты, имеющие социальную направленность: "Новые дороги городов Единой России", "500 бассейнов", "Строительство физкультурно-оздоровительных комплексов", "Историческая память", "Народные художественные промыслы России", "Детские сады - детям", "Наша новая школа".
Папа в декрете?
Положен ли отцу декретный отпуск? И какие выплаты при этом предусмотрены? Можем ли мы вместе взять отпуск по беременности и родам? (Пястолова Е.Ю.)
К числу отпусков, связанных с рождением и воспитанием детей, действительно относятся отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком. Однако первый в силу естественных причин предоставляется только женщинам в период, непосредственно предшествующий и непосредственно следующий за рождением ребенка (ч. 1 ст. 255 Трудового кодекса РФ).
В свою очередь ст. 256 ТК РФ дает возможность брать отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет не только матери, но и любому родственнику (отцу, бабушке, деду, другому родственнику или опекуну, фактически осуществляющему уход за ребенком).
Такой отпуск может быть использован не сразу после окончания отпуска по беременности и родам, а в любой момент до достижения ребенком возраста трех лет. Такое регулирование дает членам семьи, в которой появился ребенок, возможность определять по своему усмотрению, кто из них реально воспользуется правом на отпуск по уходу за ребенком, что направлено на обеспечение заботы о детях, их воспитания с учетом интересов семьи (Определение Конституционного суда РФ от 07.06.2011 N 742-О-О).
Страховое обеспечение в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется соответствующему лицу, осуществляющему уход за ребенком в возрасте до полутора лет (пп. 2 п. 1 и пп. 1.1 ст. 7, пп. 8 п. 2 ст. 8 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования"). Условия, размеры и порядок обеспечения этим пособием определяются Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и ФЗ от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Уход за ребенком в возрасте до полутора лет одновременно несколькими родственниками не предполагает возможности одновременного предоставления обеспечения по обязательному социальному страхованию в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Вместе с тем (как указано в Определении КС РФ от 07.06.2011 N 742-О-О), это не препятствует федеральному законодателю предоставить в виде исключения право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком нескольким лицам - в случае рождения в семье двух или более детей и при условии, что фактически уход за ними указанные лица осуществляют одновременно, а также предусмотреть возможность выплаты в подобном случае отцу детей, другому родственнику или опекуну, фактически осуществляющему уход за ними, ежемесячного пособия по уходу за ребенком наряду с выплатой пособия по беременности и родам матери детей, пребывающей в послеродовом отпуске.
Даниил Дугинов, главный консультант Управления публичного права и процесса ВАС РФ.