В России стартовал проект по экологической реабилитации островов архипелага Земля Франца-Иосифа, который рассчитан до 2020 года. В воскресенье из Мурманска на научно-исследовательском судне "Академик Николай Страхов" на архипелаг отплывает основная часть экспедиции.
Разработка программы экологической реабилитации Арктики началась еще в прошлом году. Премьер-министр Владимир Путин после визита на Землю Франца-Иосифа, выступая в Госдуме, возмущался, что "только на этой земле находятся до 60 тысяч тонн брошенных горюче-смазочных материалов, многие бочки уже подтекают. А вдоль всего Северного пути, наверное, до миллиона тонн отходов может быть. Бочки уходят за горизонт, брошенные, вросшие в лед".
А в этом году Минприроды России объявило конкурс на разработку программы по ликвидации источников загрязнения на Земле Франца-Иосифа, который выиграло Государственное научно-исследовательское учреждение "Совет по изучению производительных сил" (СОПС) Минэкономразвития России и РАН.
Большое количество токсичных отходов на архипелаге объясняется просто - ранее там базировались воздушные объекты Минобороны, которые уже давно выведены из эксплуатации, да и работа полярных станций оставляет после себя достаточно много мусора. Это и бочки из-под смазочных материалов, и брошенная техника, и свалки металлолома… К счастью, по словам ведущего сотрудника СОПС Марины Некрасовой, на Земле Франца-Иосифа не обнаружено ртути и радиоактивных отходов. Однако и без них архипелаг загрязнен достаточно сильно. "Мы изучали пятисантиметровый слой почвы, - рассказала Некрасова, - и обнаружили, что он высокотоксичен. Пока мы точно не знаем, где источник загрязнения. Возможно, в подземных водах".
Эксперты расценивают проект как довольно сложный и затратный. Руководитель экологической реабилитации Арктики Анатолий Шевчук заявил, что международный опыт в этой области отсутствует. "Архипелаг - зона вечной мерзлоты, поэтому перераспределение отходов в силу уникальных климатических особенностей совсем другое. Старые наработки не помогут" - подчеркивает Шевчук. Да и вывозить отходы с острова довольно дорого - только один вертолетный рейс на Землю Франца-Иосифа стоит около миллиона рублей. Поэтому только на разведывательную часть проекта и разработку программы по очистке архипелага из бюджета выделено около 120 миллионов рублей.
Впрочем, нынешняя экспедиция - только первый шаг по очистке Арктики. Она будет заниматься только сбором информации о загрязнениях и систематизацией данных. Необходимо также определить потенциал самовосстановления почв. Завершится экспедиция в сентябре. А сама "генеральная уборка" начнется в 2012-2013 годах и продлится, предположительно, вплоть до 2020 года. Заявленная стоимость всех работ на сегодня - 1,5 миллиарда рублей. Эксперты отмечают, что помимо Земли Франца-Иосифа в избавлении от металлолома и нефтепродуктов нуждаются еще остров Врангеля и поселок Амдерма в Ненецком АО.
К 2020 году, прогнозируют в СОПСе, Арктика должна быть полностью очищена и "стать визитной карточкой России". Весь этот регион, заявляют координаторы проекта, обладает огромным потенциалом. В ближайшие годы должно существенно возрасти значение Северного Морского пути. И, конечно, нельзя забывать о планах по освоению Арктического шельфа, являющегося одним из наиболее перспективных направлений для восполнения запасов углеводородного сырья.