Металлургический районный суд Челябинска взыскал в пользу челябинки Натальи П. с авиакомпании, по вине которой был утерян багаж, 3000 рублей. Областной суд, рассмотрев дело в кассации, повысил сумму до 5400 рублей, увеличив размер компенсации морального вреда с 600 до 3000 рублей.
Наталья П. осталась без своей сумки после перелета по маршруту Челябинск - Домодедово. По словам пассажирки, она переживала из-за случившегося, в результате чего у нее поднималось давление, ей даже пришлось обращаться за помощью к врачам.
- Самое обидное, что в сумке был новый фотоаппарат с дорогими мне снимками, - рассказала корреспонденту "РГ" Наталья П. - Да и пропавшие личные вещи пришлось в срочном порядке покупать в Москве.
Взыскать компенсацию за беспокойства, вызванные пропажей багажа, она решила с местного аэропорта и авиакомпании "Сибирь", рейсом которой она 10 июля и летела в Москву. Требовала 50 тысяч за пропавший багаж и 100 тысяч рублей в качестве морального ущерба.
Впрочем, ответчики иск не признали. Представитель аэропорта пояснила, что багаж был оформлен и передан бортпроводнику авиакомпании. Авиакомпания в свою очередь в случившемся обвинило аэропорт.
- В итоге суд возложил ответственность на перевозчика, - сообщили "РГ" в пресс-службе Челябинского областного суда. Отказывая в удовлетворении исковых требований к аэропорту, суд исходил из того, что при приеме и погрузке багажа нарушений установленного порядка его сотрудниками допущено не было. Согласно статье 119 Воздушного кодекса авиаперевозчик несет ответственность за утрату багажа истицы в случае сдачи его без объявленной стоимости, что имело место в конкретной ситуации, в размере его стоимости, но не более 600 рублей за килограмм веса багажа или груза. С учетом веса багажа истицы - 2400 рублей.
При определении размера компенсации морального вреда суд руководствовался тем, что в связи с утратой багажа истица вынуждена была затратить время на его поиски, приобрести новые вещи, - пояснила представитель пресс-службы Челябинского областного суда Елена Вериго. - Доказательств причинной связи расстройства здоровья истицы с указанными выше обстоятельствами суду не представлено.
Юристы обращают в этой истории внимание на два момента. Первое - нежелание авиакомпании решить вопрос со своим клиентом-пассажиром в добровольном порядке, не доводя дело до судебных разбирательств. Как это практикуется, к примеру, в европейских странах или в США. Второе - небольшой размер морального вреда, назначенный судом, что объясняется существующей в России судебной практикой. Но хорошо уже то, что суды встают на защиту прав пассажиров.
Есть ли способ как-то застраховать себя от подобных неприятностей, связанных с возможной пропажей багажа и дальнейших судебных разбирательств?
- Можно объявить стоимость багажа при регистрации на рейс, - сообщили в представительстве "Сибири". - Тогда в случае пропажи багажа авиакомпания вернет деньги.
Впрочем, услуга эта - не бесплатная, она составляет 10 процентов от объявленной стоимости багажа. При этом, если вы оцените свой чемодан в сумму, превышающую 20 тысяч рублей, авиакомпания потребует от вас чеки, подтверждающие содержимое "дорогого" чемодана.