06.08.2011 16:19
Культура

В Петербурге открылась фотовыставка "Ленинградские моды 1960-70-х"

Текст:  Светлана Мазурова (Санкт-Петербург)
Читать на сайте RG.RU

Конюшенный корпус ЦПКиО имени С.М. Кирова неслучайно выбран для проведения фотовыставки "Ленинградские моды 1960-70-х". В 70-е годы в Елагиноостровском дворце проходили выставки одежды Ленинградского Дома моделей. На многих фотографиях фоном служит прекрасный парк, созданный архитектором Росси, а также интерьеры дворца-музея.

На пресс-конференции знаменитые манекенщицы 60-70-х Лия Китц и Евгения Хартлебен-Куракина рассказали о том, как пришли в профессию, вспомнили знаменитых ленинградских модельеров и фотографов, свои поездки по стране и за рубеж, ответили на вопросы журналистов, считалась ли их профессия престижной, а манекенщицы - элитой города, знаменитыми и высокооплачиваемыми.

Журналистам женщины, несмотря на свой возраст, представились на европейский манер - без отчества. Лия - коренная петербурженка, живет в Северной столице по сей день. Евгения давно переехала в Берлин. В Петербург она приехала на открытие выставки, здесь большая часть фотопортретов - из ее архива.

- В один прекрасный момент, уже живя за границей, я поняла, что у меня хорошая коллекция (я собирала не только свои фотографии, но и девочек, с которыми работала), и мне захотелось показать ее петербургской публике. Собирала их по крупицам, ведь доступа к фотографиям у нас, манекенщиц, не было. До сих пор не знаем, где находится все то, что было снято во время показов японских, итальянских, немецких коллекций. Я много снималась вместе с французской манекенщицей, но ни одного снимка мне не досталось.

Автор большинства фотографий - Петр Сегаль, он был одним из ведущих фотографов города, много снимал для ленинградских Дома мод и Дома моделей, считался своеобразным монополистом в этой области. Его давно нет в живых. По рассказам женщин, Сегаль прекрасно понимал, что снимать только в студии - скучно и тяжело, ему удавалось заказывать автобус, и тогда они отправлялись в ЦПКиО, в Петергоф, Ораниенбаум ("это были милые и приятные отдушины"). Представленные на выставке портреты - это, в основном, фотосессии для ленинградского журнала мод. У него не было названия, он не продавался, но был в наличии каждого ателье.

В чем заключался "особый ленинградский стиль"? В строгости, классике, тональности, элегантности. "Наших девушек во всех городах на улице сразу отличали, узнавали в нас ленинградок", - говорит Лия.

За полвека многое изменилось: идеалы красоты, оплата труда моделей, даже представление о престижности профессии. В советские времена, по словам Евгении, многие считали, что ее работа - "это плохо, низко, недостойно, мы стеснялись ее, говорили, что работаем продавщицей или швеей".

Сегодня модели не надо "подрабатывать на полставки на фабрике", как приходилось Лие Китц и другим ее коллегам.

- В Доме моделей у меня была зарплата 65 рублей в месяц. Чтобы получить высшую ставку 125 рублей, надо было отработать много лет, заслужить определенный разряд.  

- В нашем словаре не было слов "диета", "похудеть", - вспоминает Евгения. - Наш администратор Мария Михайловна говорила: "Прожорливее манекенщиц никого в жизни не встречала". У нас был тяжелый физический труд, эдакий спорт, мы тратили много энергии...

В планах - показ выставки в Берлине, Париже. В Германии задуман интересный проект: в музее моды известного коллекционера Жозефины фон Крепл будут совмещены ленинградские фотографии с коллекцией одежды, которую продавали и носили в ту эпоху в столице ГДР, чтобы продемонстрировать сходство и различия советского и немецкого стилей.

Фотография Санкт-Петербург Северо-Запад