08.08.2011 00:30
В мире

Сторонники Юлии Тимошенко пытаются организовать очередной "майдан"

Арестована экс-премьер Украины
Текст:  Павел Дульман (Киев)
Российская газета - Федеральный выпуск: №172 (5548)
Читать на сайте RG.RU

Юлия Тимошенко во второй раз в своей жизни оказалась в СИЗО.

Киев ареста экс-премьера Украины почти не заметил. Несмотря на призыв к новому "майдану", в наскоро разбитом палаточном лагере на Крещатике вчера ютились всего несколько десятков человек. Сказывается недостаток места: узкий тротуар на главной украинской улицы, тесный двор Печерского суда с арочным входом, близость дорогих бутиков. Ни мощную аудиосистему поставить, ни полевую кухню оборудовать. С утра по периметру лагеря встали милиционеры - административный суд Киева запретил любые массовые акции у здания Печерского суда и Лукьяновского СИЗО. Однако на момент подписания номера к "уборке" лагеря на Крещатике спецслужбы не приступили: в постановлении обнаружились противоречия.

Но, и без этого ясно, что массовых акций протеста сторонникам Тимошенко собрать не удалось. А нынешняя их активность привлекает в основном туристов. "Будем стоять, пока Юлю не освободят. Акция бессрочная, и мы все равно победим. Как же мы ее бросим?" - объясняет пенсионерка с белой повязкой на голове и горящим взглядом, назвавшаяся Марией.

Изменить меру пресечения для Тимошенко - с подписки о невыезде на содержание под стражей, - потребовала в минувшую пятницу прокурор Лиля Фролова, представляющая на процессе сторону обвинения. 28 июля она уже ходатайствовала об этом перед Печерским районным судом Киева, где проходят заседания.

Тогда судья Родион Киреев счел эту меру излишне суровой. В пятницу он изменил свою позицию, и прокуроры получили согласие председательствующего. После чего Тимошенко препроводили в давно ставшее знаменитым и хорошо ей знакомое Лукьяновское СИЗО. Как сказано в постановлении: "За создание препятствий в установлении истины по делу, неуважительное отношение к суду, нарушение порядка рассмотрения дела".

Чтобы понять, что скрывается за этой формулировкой, достаточно было хотя бы в течение часа наблюдать за самим процессом. Стиль общения Тимошенко с молодым судьей Киреевым примерно таков. Председательствующий: "Подсудимая, назовите свое имя и фамилию", Тимошенко: "Вы не судья, а ваши хозяева - фашисты". Она ни разу не встала по требованию судьи, не назвала свою фамилию, дважды опоздала к началу заседания.

Последней каплей, после которой Киреев пошел на радикальные меры, вероятно, стал трехчасовой допрос свидетеля Николая Азарова, действующего премьер-министра. В ходе допроса Тимошенко его перебивала, голословно обвиняла в коррупции и, в конце концов, заявила, что не поняла ни слова из сказанного Азаровым, поскольку тот говорил по-русски. Раньше у нее таких претензий не возникало. Иными словами, свой арест Тимошенко всеми силами приближала. Не случайно в этот день на ее столе оказались икона и Библия, раньше она обходилась одним планшетным компьютером. Как выяснилось, и пламенное обращение к народу с общим посылом - "Враги не дождутся!" - Тимошенко записала накануне, якобы получив от сотрудников спецподразделения "Грифон" информацию о своем грядущем аресте.

Услышав нужные ей слова судьи, Тимошенко попросила подошедших милиционеров не обыскивать ее и не надевать наручники. Она покорно прошла с ними в конвойную комнату. Тимошенко лишь сказала на прощание: "Дорогие мои, счастливо! Пока!". Депутаты пытались препятствовать "грифоновцам", но безуспешно: не опускаясь до рукоприкладства в отношении неприкосновенных граждан, тем удалось создать живой коридор. Кровь пролилась уже во дворе, где с омоновцами пытались подраться экзальтированные сторонники подсудимой, в основном пенсионеры. Кто-то даже бросился под колеса автозака, но, к счастью, жертв удалось избежать.

Удивительное дело, но, несмотря на всю нервозность вокруг "процесса Тимошенко", к Лукьяновскому СИЗО по горячим следам приехали по большому счету только журналисты и ближайшие соратники арестованной. Корреспондент "РГ" насчитал не более трех десятков человек.

Как сообщил адвокат Юрий Сухов, Тимошенко сидит в двухместной камере, без особых удобств, вроде телевизора и холодильника. Ей переданы личные вещи и две книги - конституция и уголовный кодекс. В СИЗО экс-премьеру пришлось поменять прическу: Тимошенко распустила косу, поскольку у нее отобрали шпильки. Свидания с родными ей положены раз в месяц по разрешению судьи. Настроение, по словам Сухова, у арестованной боевое.

На Украине арест Тимошенко большого ажиотажа не вызвал (большинство граждан в отпусках), а вот из других государствах комментарии последовали незамедлительно. Правительство США выразило глубокую озабоченность арестом Тимошенко и призвало украинские власти немедленно пересмотреть это решение. Верховный представитель ЕС по вопросам внешней политики Кэтрин Эштон высказала озабоченность процессами, происходящими в стране, которая так хочет ассоциироваться в ЕС. Отдельно поставили официальному Киеву "на вид" свою озабоченность Париж, Варшава и Стокгольм. В итоге украинскому МИДу пришлось оправдываться и устами своего спикера Олега Волошина лишний раз констатировать, что арест Тимошенко не должен мешать процессу евроинтеграции Украины, поскольку произведен в полном соответствии с национальным законодательством.

"Судебное разбирательство в отношении Юлии Тимошенко должно быть справедливым и беспристрастным, отвечать всем требованиям украинского законодательства при обеспечении возможностей защиты и соблюдении элементарных гуманитарных норм и правил", - говорится в официальном заявлении МИД России. Кроме того, российское внешнеполитическое ведомство еще раз напоминает украинским коллегам, что все газовые договоренности от 2009 года "заключались в строгом соответствии с национальным законодательством двух государств и международным правом, и на их подписание были получены необходимые указания президентов России и Украины".

Между тем

Как рассказал "РГ" источник в штабе Юлии Тимошенко, обстановка в окружении экс-премьера далека от оптимистичной. Одним из последствий ареста Тимошенко может стать развал ее политической силы - "Батькивщины". "Внутри движения есть несколько центров принятия решений. Скрепляла их только Тимошенко. Из тюрьмы она не сможет гасить интриги. Если приговор будет обвинительным, раскол нам обеспечен", - пояснил собеседник.

Украина