В начале августа завершена реконструкция железнодорожного участка Верхний Баскунчак и начат завершающий этап реконструкции стальной магистрали Трубная-Верхний Баскунчак-Аскарайская в 130 км (Астраханская область). Причем этот комплексный проект с июля 2011 г. включен в сводный план ЕврАзЭС по модернизации транспортных артерий международного значения. Потому что данная линия - одна из составных частей нового евроазиатского коридора Север-Юг, в создании которого участвуют 12 стран, включая Россию, Казахстан и Иран. Кроме того, реализация упомянутого проекта позволит существенно увеличить добычу и отгрузку пищевой соли, так как Баскунчакский район - основной соляной центр России.
По информации пресс-службы Приволжской железной дороги (ПЖД), "линия Трубная - Аксарайская обеспечивает транспортно-экономические связи Урала, Сибири, Северо-Запада и Центральной части России с южными регионами РФ, портами Каспийского моря, а также с Казахстаном и странами Закавказья". Что касается Верхнебаскунчакского участка, то, по разъяснениям замначальника Астраханского центра организации работы железнодорожных станций ПЖД Михаила Смотрова, "реконструкция станции Верхний Баскунчак позволяет сконцентрировать работу с транзитными грузовыми поездами в одном парке. Здесь будет осуществляться беспрепятственный прием и отправление длинносоставных поездов, что сократит простои транзитных вагонов без переработки".
Кроме того, повысится уровень транспортной доступности бальнеологического курорта Баскунчак, что, в свою очередь, позволит ускорить развитие этой лечебно-курортной зоны.
Всего, по данным ПЖД, на реализацию комплексного проекта Трубная-Верхний Баскунчак-Аксарайская в первом полугодии 2011г. направлено 163,5 млн руб. А общий объем капиталовложений по этому проекту в текущем году составит 900 млн руб.
Что касается соляной индустрии, Баскунчакское озеро - одно из двух в России крупных соляных месторождений (наряду с соседним озером Эльтон), запасы которого постоянно воспроизводятся самой природой. Только за сутки туда поступает из недр, родников и по мелким впадающим рекам от 2,5 до 2,8 тыс. тонн соли, а в среднем за год, самое меньшее, 930 тыс. тонн. Вдобавок соляные пласты уходят вглубь от дна Баскунчака на 10 км. Среднегодовая выработка готовой соли на Баскунчаке достигает 1,8-2 млн тонн: это 75-80% общероссийского соляного производства. Тамошняя соль вывозится в другие регионы РФ по стальным магистралям и через близлежащий волжский порт Владимирская Пристань, соединенный с солепромыслом железной дорогой.
По экспертным оценкам, лучшее транспортное обеспечение здешней соледобычи, в сочетании с освоением новых баскунчакских солепластов, позволит избавить свыше 60% территории России от "соляного дефицита" (случившегося в 2006 и 2008 гг.). А предпосылки к нему возможны и в 2011-м, так как, по данным Росстата, за 1-е полугодие-2011 добыча соли для пищевых отраслей сократилась на 41,4%. Едва ли не главная причина столь существенного "солепадения" - демпинговые поставки соли из СНГ, покрывающие около трети ежегодного спроса российского рынка на этот продукт.
Динамика отгрузки соли с Баскунчака в течение года, %к объему, 2008-2010 годах