В настоящее время вопрос организации эффективной инвестиционной работы представляется, к сожалению, как проблема, связанная лишь с отсутствием инвесторов, банальное привлечение которых является некой самоцелью для развития регионов. Это мнение ошибочно, так как основано на отсутствии системного подхода в вопросе развития территорий и создания условий для нормальной работы бизнеса. Данное заблуждение не позволяет выработать комплекс мер нормативно-правового и технологического характера, обеспечивающих оценку приоритетов в выборе направлений инвестиционного развития, качественное взаимодействие субъекта РФ с территориями, одинаковое понимание и принятие как властью, так и бизнесом необходимых правил игры. В результате вместо инвестиционной политики наблюдается хаотичность в сфере привлечения капиталовложений.
У разных регионов свои причины образования такой ситуации.
1. Законодательство о местном самоуправлении в перечне вопросов местного значения и соответствующих полномочий муниципальных образований не прописывает их обязательств по инвестиционной работе.
2. Для инвестиционной работы у территорий недостаточная мотивация. При расчете субъектом РФ размера дотации все дополнительные доходы, которые поступят муниципальным образованиям от новых предприятий, не будут даны им сверх уровня расчетной бюджетной обеспеченности, а учтутся в общих доходах, что лишь снизит размер получаемой ими дотации в дальнейшем.
3. Отсутствие сформулированных для муниципальных образований единых подходов по организации инвестиционной работы лишает их возможности говорить с субъектом РФ на одном языке.
4. У субъектов РФ отсутствует, как правило, регламентация взаимодействия его органов власти в инвестиционной работе. Тогда как при ее наличии муниципалы и бизнес будут знать технологию своих действий на региональном уровне. В связи с этим для координации взаимодействия необходим орган, отвечающий за инвестиционную политику и инициативный во всем. Обязанности по инвестиционной работе также должны быть закреплены в положениях и других органов власти.
5. Разный уровень квалификации специалистов на местах влечет разные подходы в подготовке нормативно-правовых документов. Вследствие чего субъекту РФ необходимо разработать для муниципальных образований типовые формы документов по разным направлениям.
6. У субъекта РФ, как правило, отсутствует сформированная стратегия по определению территорий, на которых целесообразнее развивать новые производства. Поскольку бюджет является проекцией экономики, то сглаживать бюджетные проблемы слабых муниципальных образований необходимо через укрепление их экономик, что позволит достичь одинакового уровня обеспеченности собственными доходами на душу населения и снизить остроту проблем. Поэтому субъект РФ, прежде чем принимать решение по выбору места размещения нового проекта, должен оценить уровень территорий по дотационности и безработице, расходам на душу населения за счет собственных доходов, задолженности бюджетной сферы, обеспеченности трудовыми ресурсами, коммуникациями и инфраструктурой, бюджетными учреждениями и т.д.
7. Отсутствие у субъекта РФ твердой позиции в отношении системной работы с бизнесом не мотивирует глав местных администраций к личному вмешательству в решение его проблем. Это мешает оперативно размещать производство, подводить необходимые коммуникации, привлекать персонал, решать вопрос отмены налогов при становлении и т.д. Для получения обратной связи с бизнесом нужны нестандартные подходы в работе. В этой связи необходима организация координационных советов по развитию бизнеса под председательством глав администраций и поддержка действующих торговых палат, советов директоров, союзов предпринимателей. При этом формирование аналогичных организаций на региональном уровне лучше осуществлять в форме делегирования представителей местных организаций предпринимателей.
8. Технология предоставления бизнесу земли из-за постоянно меняющегося земельного законодательства несовершенна, что усиливает ее коррупциогенность.
9. Неполный региональный анализ развития промышленности, сферы потребительского рынка и трудовых ресурсов на местах, а также отсутствие или недостаточная проработка долгосрочных целевых региональных программ по их поддержке не позволяют активизировать поиск резервов и принимать качественное участие в реализации этих программ муниципальными образованиями. Вместе с тем возможность создавать производственные блоки (кластеры) для выпуска смежной продукции, поставки которой осуществляются извне, может быть только на глубоком знании властью потребностей местной промышленности в той или иной продукции. При этом необходимо учитывать, что экономика как региона в целом, так и его территорий должна быть диверсифицирована.
10. Подготовка региональной стратегии развития не всегда учитывает программы развития территорий и схемы их территориального планирования. В этой связи власть субъекта РФ должна быть инициатором пересмотра существующих и подготовки новых программ развития муниципальных образований, позволяющих реализовать стратегию развития региона. При этом основным побуждающим мотивом для выполнения рекомендаций субъекта РФ по совершенствованию работы может стать направление на территорию крупного бизнеса.