Российская государственная нефтегазодобывающая компания ведет переговоры о привлечении иностранных инвесторов в проект разработки углеводородов на шельфе Черного моря. Претендентами на его реализацию выступают сразу несколько транснациональных компаний из первой десятки ведущих мировых нефтехолдингов. Эксперты полагают, что их активизация в борьбе за шельф Каспия, Дальнего Востока, Северного Ледовитого океана и Азово-Черноморского бассейна означает обозначившееся в последние годы обострение борьбы за мировые ресурсы.
Российский черноморский шельф давно привлекает зарубежных операторов не только близостью к основным регионам сбыта жидких углеводородов, но и необходимостью ведущих нефтегазодобывающих игроков пополнять свои сырьевые запасы.
Ситуация для них облегчалась тем, что у российских нефтехолдингов нет ни опыта работы на шельфе, ни соответствующих технологий для этого. Вдобавок, как правило, отсутствуют средства на дорогостоящие геологические работы, результат которых непредсказуем. Поэтому без помощи зарубежных партнеров мы пока не обойдемся.
В разное время вопрос участия в совместных проектах рассматривали практически все "нефтяные" лидеры первой десятки мировых операторов. Однако достаточно долго зарубежные инвесторы вели себя крайне осторожно. Иностранцев отпугивала плохая изученность черноморского шельфа с его непредсказуемыми рисками и большие выгоды, которые сулило участие в проектах по разработке шельфа Каспия, Дальнего Востока и Северного Ледовитого океана. При этом им прозрачно намекали, что "входным билетом" к "большой нефти" Севера, Сибири и Дальнего Востока может стать участие в совместных проектах по разработке сложных месторождений Черного моря.
Намек понимался все отчетливее по мере того, как основные мировые месторождения либо иссякали, либо были уже распределены между ведущими игроками. Поэтому в погоне за приращением ресурсов транснационалы вынуждены были соглашаться на российский "входной билет".
Сначала франко-бельгийский TotalFinaElf сделал попытку одним из первых войти на шельф, подписав соглашение с одним из частных российских нефтехолдингов на разработку месторождения Вал Шатского (неподалеку от Новороссийска). В ходе сейсмических исследований 3D в объеме 1250 квадратных и 2D в объеме 450 погонных километров на участке были обнаружены до десятка перспективных структур, наиболее крупными из которых являются Северо-Черноморская, Мария и Склоновая. По утверждению российской стороны, на глубине до полутора километров ресурсы месторождения могут составлять до 860 млн тонн нефти.
Иностранцы должны были получить 25% в СП. Но экономические сложности у российской стороны не позволили франко-бельгийцам реализовать проект. В 2007 году уже англо-голландская Royal Dutch Shell и американская ConocoPhillips вышли с аналогичным предложением о сотрудничестве на этом же месторождении уже к государственному нефтехолдингу.
Чуть более года назад на Вал появился новый претендент - руководство американского Chevron заявило о намерении взять на себя финансирование сейсмики, геолого-разведочных работ и разведочного бурения (инвестиции 1 млрд долларов). Российская сторона при положительных результатах разведки, по утверждению вице-премьера Игоря Сечина, готова была привлечь "по очень хорошим ставкам" при льготном налогообложении не менее 1 трлн рублей (порядка 33,3 млрд долларов).
Однако уже в этом году американцы стали проявлять нервозность, поставив под сомнение российские оценки сейсмики о предполагаемых ресурсах Вала Шатского (860 млн тонн нефти) и, основываясь на собственных расчетах (97 млн тонн), не пожелало делить с россиянами дорогостоящие риски геологических изысканий. Замена тут же нашлась. Руководство компании TotalFinaElf выразило желание поучаствовать в этом проекте.
О возможном участии Total в проекте сообщил глава российского нефтехолдинга Эдуард Худайнатов. По его словам, интерес к разработке Вала Шатского также проявляет и американская ExxonMobil.
Не факт, что американцам позарез нужен именно черноморский шельф, ибо их интересы лежат гораздо восточнее. В конце прошлого года было объявлено о начале добычи подразделениями ExxonMobil на месторождении Одопту в рамках проекта "Сахалин-1", где не смогли закрепиться многие мировые операторы. Не исключено, что сложные для освоения черноморские месторождения - лишь "входной билет" для американцев на российский шельф.
"Политическая составляющая" вполне реальна в споре за обладание российским шельфом, - считает нефтегазовый аналитик Василий Танурков, - у ExxonMobil есть первоочередные задачи на востоке страны, но и для TotalFinaElf главные интересы сегодня лежат на Ямале, где реализуется совместный с россиянами проект строительства завода сжиженного природного газа. Вопрос "входного билета" достаточно актуален для них. Тем не менее все зависит от реальной оценки иностранцами рисков, запасов и готовности нести затраты.
Кроме того, в борьбе за шельф у американцев есть и собственные козыри. На январском экономическом форуме в Давосе между российской стороной и руководством ExxonMobil было достигнуто соглашение об участии в разработке примыкающего к Валу Шатского месторождения Туапсинский прогиб. По данным старшего аналитика по нефти и газу инвестиционной компании Алексея Кокина, проведенные исследования показали порядка 70 перспективных структур на глубинах до 2 км. Речь может идти о 4,3 млрд баррелей условного топлива. Председатель совета директоров ExxonMobil Рекс Тиллерсон был более сдержан и оценил потенциальные запасы Туапсинского прогиба около 1 млрд тонн нефтяного эквивалента, а свою долю в финансировании будущего СП - в 1 млрд долларов. То есть ту самую "геологическую" долю, которую российские нефтяники постоянно стремятся переложить на мощные плечи транснационалов.
По мнению экспертов, средняя стоимость геолого-разведочных работ на участке колеблется от 0,9 до 1,3 млрд долларов. А на глубинах до 2 км бурение только одной глубоководной разведочной скважины обойдется около 50 млн долларов, а на каждом участке их необходимо сделать как минимум четыре.
Впрочем, по мнению аналитика Валерия Нестерова, "у транснациональных компаний всегда есть денежные фонды для таких в определенной степени рисковых, но стратегически важных проектов".
Логика ExxonMobil вполне объяснима, - заметил "РБГ" один из экспертов Rye, Man and Gor Securities Антон Бударов, - правительство России сегодня всячески поощряет разработку шельфа вплоть до обнуления налога на добычу полезных ископаемых. Это должно повысить привлекательность проекта для иностранных инвесторов.
Бурение первой поисковой скважины запланировано на конец 2011 года. Но пока еще нет ясности, кто именно из международных операторов выиграет "гонку за черноморский шельф". Либо американцы, либо французы, либо еще один туз в рукаве, о котором в руководстве госкомпании пока не говорят, старательно маскируя его под фразой "рассматриваются пять претендентов".