09.08.2011 00:40
Экономика

С сентября 2011 года заниматься извозом смогут только те, чьи машины оборудованы таксометрами

Таксисты на своем Первом съезде примерили закон N 69-ФЗ
Текст:  Евгения Решетникова
Российская Бизнес-газета - : №27 (809)
Читать на сайте RG.RU

С 1 сентября 2011 года вступает в силу часть положений закона N 69-ФЗ, регулирующих отрасль таксомоторных перевозок. По новым правилам, к этому сроку разрешение на работу смогут получить только те участники рынка, чьи автомобили находятся в собственности или в лизинге и оборудованы таксометрами. Также региональные власти получат возможность установления единого цвета такси, действующего на территории субъекта РФ.

Одновременно с нововведениями вступит в силу новая редакция Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая предусматривает весьма существенные штрафы за работу без разрешения и нарушение других положений закона N 69-ФЗ уже с 1 января 2012 года.

По мнению профессионального сообщества таксистов, собравшихся на Первом всероссийском съезде таксистов, механизмы такого регулирования нуждаются в существенной доработке. В частности, таксомоторный бизнес озабочен тем, что новые правила повлекут за собой рост тарифов на перевозку.

Однако, по словам заместителя министра транспорта РФ Николая Асаула, закон имеет поэтапные сроки внедрения, что позволит внедрять положения безболезненно для бизнеса, "особенно такой дорогостоящий пункт, как окраска автомобиля".

По мнению представителей власти, введение новых правил необходимо для того, чтобы приблизить таксомоторную отрасль к международным стандартам. Сейчас в Москве нелегально работают около 40 тысяч "бомбил", и только 10 тысяч - официальные перевозчики. "В Москве ни в одном аэропорту, кроме Шереметьево, нет ни одной легальной стоянки для такси, - сетует руководитель департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта минтранса Леонид Липсиц. - Нелегальное такси - это не такси. Нам нужно надежное такси, чтобы знать, что мы благополучно доедем и не будем обокрадены. Закон направлен на легальных таксистов для того, чтобы поддержать эту отрасль, вывести ее на новый уровень и чтобы она заняла достойное место в экономике страны". Кроме того, новый закон направлен на легализацию того огромного сектора"бомбил", которые сейчас заняты в этой отрасли нелегально.

"Надо работать не только с теми, кто уже работает цивилизованно, но и пригласить тех, кто желает работать цивилизованно", - подчеркнул заместитель мэра Москвы, руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Николай Лямов. На сегодняшний день в Москве уже выдано около 1700 разрешений, позволяющих заниматься таксомоторной деятельностью. Однако пока только 300 разрешений выданы индивидуальным предпринимателям. С 2012 года разрешения будут выдаваться со специальным чипом, с помощью которого будет отслеживаться маршрут перевозчика. Кроме того, такой чип позволит беспрепятственно заезжать на специальные стоянки вблизи аэропортов и ж/д вокзалов.

"Сейчас идет притирка между властями и перевозчиками, - отметил Николай Лямов. - Уже начинают подавать заявки на аккредитацию те, кто работал нелегально. Нам нужно создать равные условия для всех перевозчиков. Отрадно, что пошел приток желающих поучаствовать в таксомотрном бизнесе. Сейчас на ж/д вокзалах идет реконструкция площадок, где будут сделаны специальные места для такси. Уже организовано 12 мест-стоянок для такси в Москве. Правда, сейчас эти стоянки забили те, кто там не должен стоять. Пока мы решаем эту проблему эвакуаторами".

Представители таксомоторных компаний из регионов не разделяют оптимизма столичных властей. По их мнению, реализация закона N 69-ФЗ во многом зависит от конкретного представителя власти в регионе, от его понимания данного закона и от желания услышать сообщество таксистов.

"В регионах власти применяют ФЗ-69 на свой лад, потому что нет каких-либо рекомендаций со стороны минтранса", - сокрушается президент "Легкового такси Краснодарского края" Сергей Ладыгин.

По мнению бизнес-сообщества, исполнение части закона, касающейся обязательного введения таксометров, является невозможным в ряде субъектов РФ, особенно в малых городах. Если в Москве средняя поездка на такси обходится примерно в 500 рублей, то в регионах она составляет иногда даже меньше 100 рублей.

"Если в таких крупных городах, как Москва, установка таксометра оправдана, то в ряде небольших городов, где существует фиксированная цена, уход от нее невозможен, - уверен президент "Объединение автомобильных перевозчиков "Южный регион" Дмитрий Кравцов. - Например, в городе Шахты стоимость проезда по городу составляет 30 рублей. Обязательная установка таксометров на всех такси в этом городе приведет либо к росту цен, либо к росту численности нелегальных извозчиков. Эта мера, по сути, уничтожит таксомоторные компании в малых городах. Многие компании практикуют скидки на определенные популярные маршруты. Подобные меры также исчезнут с установкой таксометров".

Представители бизнес-сообщества также не согласны с условиями выдачи разрешения на ведение таксомоторного бизнеса. По их мнению, в корне неправильно выдавать разрешение на автомобиль, а не на конкретного человека.

"Если разрешение дается на автомобиль, то при каких-либо нарушениях или авариях перевозчика лишат этой лицензии, но он сможет получить разрешение на другой автомобиль, - негодует Дмитрий Кравцов. - Получается, водитель сможет создавать аварии уже на другом автомобиле. Поэтому разрешение должно выдаваться на конкретного водителя". Кроме того, участники таксомоторного рынка уверены, что даже жесткие штрафные санкции не в состоянии справиться с нелегальными извозчиками. Единственный выход - создание привлекательных условий для входа в официальный таксомоторный бизнес.

"Нужно сделать легальный бизнес привлекательнее, чем нелегальный, - уверен Сергей Ладыгин. - Никакие проверки, никакой штраф не справятся с нелегалами. Создание хороших условий для легальных таксистов и есть принцип самоочищения рынка от нелегалов. И если в Москве все равно не удастся до конца справиться с "бомбилами", то для малых городов это реальная задача".

Участники съезда уверены, что государство должно создавать условия, при которых было бы выгодно выйти из тени и соблюдать предъявляемые требования.

"Надо создать такие условия, чтобы даже самому мелкому "бомбиле" было выгодно получить преимущества, доступные официальному перевозчику, - подчеркнул Дмитрий Кравцов. - Это было бы гораздо эффективнее любых запрещающих или штрафных мер".

Сколько в среднем пллатили в этом году за одну поездку на такси

Бизнес