10.08.2011 09:44
Экономика

Эксперт: На Северо-Западе пассажирские суда рискуют повторить судьбу "Булгарии"

Пассажирские суда в регионах Северо-Запада рискуют повторить судьбу "Булгарии"
Текст:  Галина Белоглазова Ульяна Вылегжанина
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №174 (5550)
Читать на сайте RG.RU

Из 300 пассажирских судов, зарегистрированных в регионах Северо-Запада, 170 эксплуатируются свыше 20 лет.

Заплати и катайся

Всего же в России насчитали свыше 700 пассажирских судов, возраст которых превышает 30 лет. Впрочем, 30-летнее судно по уровню безопасности ничем не уступает 10- или даже 5-летнему, если не нарушать правила его эксплуатации и вовремя проводить плановые и капитальные ремонты, отмечают эксперты "РГ". Другое дело, что за управление судном без техосмотра, с неисправностями или превышением норм вместимости пассажиров компанию чаще всего "приговаривали" к штрафу в 500-1000 рублей, согласно действующему Кодексу об административных правонарушениях. Перевозка пассажиров без лицензии юридическому лицу "стоила" 30-50 тысяч рублей с конфискацией судна, физическому - 2-2,5 тысячи рублей. Неудивительно, что судовладельцы "безответственно относятся к поддержанию надлежащего технического состояния транспорта и обеспечению безопасности плавания". Именно так Генпрокуратура РФ оценила ситуацию на российских водах, подводя итоги масштабных проверок пассажирских судов, которые прошли по всей стране после крушения "Булгарии".

В регионах СЗФО поставарийные проверки уже подтвердили: зачастую перевозчику проще и дешевле заплатить штраф, чем устранить нарушение. На момент сдачи материала в печать Северо-Западная транспортная прокуратура успела известить об обследовании порядка 40 пассажирских судов, которые катают туристов по Неве, рекам и каналам Санкт-Петербурга. Специалисты прокуратуры вынесли 10-12 представлений и возбудили порядка 5 дел об административных правонарушениях - за отсутствие лицензии на право осуществления пассажирских перевозок.

Регионов много - проблема одна

Транспортные прокуроры Новгородской области проверили 6 теплоходов, на одном из которых не хватало спасательных средств, противопожарного оборудования и средств связи, а у судовладельца не имелось лицензии. Прокуратура возбудила два административных дела, однако максимальный штраф, который заплатит фирма, не превысит 60 тысяч рублей.

Речные прогулки в Калининграде осуществляют больше 20 водных транспортных средств, из которых только 12 катеров и катамаранов работают легально. С начала туристического сезона сотрудники государственной инспекции по маломерным судам составили 375 административных протоколов, из них треть - за несоблюдение правил безопасности на воде. Нередко в плавание пускаются "посудины", не прошедшие техническое освидетельствование, на борту которых отсутствуют спасжилеты, отметил главный инспектор Калининградской области по маломерным судам Сергей Туганов.

В Карелии за нарушение техники безопасности на сутки задержали теплоход "Плеханов", который совершал круиз из Москвы на остров Соловки и обратно. Специалисты Ространснадзора обнаружили неправильно закрепленные на судне спасательные плоты. В соответствии с инструкцией плоты должны автоматически отделяться от судна и всплывать, однако у "Плеханова" не было разъединяющих устройств. В случае аварии потребовалось бы время для отсоединения спасательных средств, что могло стоить жизни многим пассажирам.

Перевозкой пассажиров в Вологодской области занимаются четыре теплохода - "Дионисий", "Калина красная", "Междуречье" и "Николай Яковлев". Пока вологодский линейный отдел Северного управления Госморречнадзора приостановил работу "Калины красной". "Судно не смогло предоставить некоторую судовую документацию и санитарное свидетельство, неудовлетворительным оказалось и техническое состояние теплохода", - рассказал начальник вологодского линейного отдела Юрий Узкий.

Показательная порка

Впрочем, уголовное наказание за услуги по перевозке пассажиров водным транспортом, не отвечающие требованиям безопасности, тоже существует. Это статья 238 Уголовного кодекса РФ, которая грозит штрафом до 300 тысяч рублей или лишением свободы на срок до двух лет. Кроме того, к уголовной ответственности водных перевозчиков пассажиров можно привлечь за служебный подлог или злоупотребление полномочиями в коммерческой организации. Как передает Генпрокуратура, по итогам последних проверок уже расследуются шесть уголовных дел, материалы больше чем по 20 делам находятся на рассмотрении в органах предварительного расследования. Однако относительно суровое уголовное наказание "вошло в моду" только после трагического крушения "Булгарии", раньше в подавляющем большинстве случаев нарушения на пассажирских судах карались небольшими штрафами.

Судовладельцы и арендаторы пассажирских судов в свою очередь считают, что такая "показательная порка" - мера временная, а резкий всплеск интереса проверяющих органов к "прогулкам по рекам и каналам" вряд ли решит проблемы безопасности пассажиров на воде. Недовольство водных перевозчиков вызвано даже не потерей прибыли и клиентов из-за срывов экскурсионных программ, а технической бесполезностью значительной части проверок. "Как правило, проверяющие органы цеплялись к мелочам вроде недостатка спасательных жилетов или не совсем исправного навигационного оборудования, - вспоминает проверки до крушения "Булгарии" Евгений Райзер, заместитель руководителя туристического агентства, которое организует речные круизы в одном из регионов СЗФО. - Более серьезные проблемы - отсутствие необходимого ремонта, полученные незаконным образом свидетельства о годности судов к плаванию - по разным причинам оставались незамеченными".

По подсчетам одной из крупнейших российских судоходных компаний, глубокая модернизация старого теплохода, построенного в 1950-1970-х годах, будет стоить порядка 5-6 миллионов евро. Куда дешевле заплатить штраф, "купить" техосмотр или преподнести "презент" сотруднику проверяющей структуры.

В кредитах отказано

Покупка новых теплоходов - отдельный и не менее грустный разговор. Как говорится в заявлении Совета Ассоциации судоходных компаний, сделанном в связи с крушением "Булгарии", обновление судов внутреннего плавания сдерживается целым рядом факторов. Среди них - неблагоприятный режим налогообложения, низкий уровень рентабельности, высокая стоимость заемного капитала, низкий срок окупаемости в связи с сезонностью, большие эксплуатационные издержки и высокие цены на судовое топливо. Стоимость нового теплохода достигает 120-150 миллионов рублей, срок окупаемости - 30-35 лет. С учетом 15-20-процентных кредитных ставок, которые практикуют российские банки, только единичные игроки рынка могут позволить себе роскошь пользоваться новой техникой. Остальные сотни компаний, которые занимаются перевозкой пассажиров по внутренним водам, стоят перед выбором: либо плавать на старых посудинах, либо не плавать вообще. При этом аварии на внутреннем водном транспорте случаются значительно реже, чем на автомобилях и автобусах, поездах, самолетах и морских судах, подчеркивают в Ассоциации судовых компаний.

Нежелание банков идти на контакт, высокие налоги и пошлины тормозят обновление не только водного, но и воздушного парка, утверждают эксперты авиационной отрасли. В основном отечественные авиаперевозчики наращивают технические активы за счет иностранных самолетов. При этом для ряда импортных моделей государство установило 20-процентные ввозные пошлины.

В частности, под таможенное регулирование попал второй по мировой популярности реактивный пассажирский лайнер А320. На топливоэффективных самолетах такого класса летают многие бюджетные авиакомпании, в том числе и российский авиадискаунтер "Авианова". "Уплатить пошлину вместе с НДС на ввоз нового самолета не в состоянии даже классическая авиакомпания, не говоря уже о бюджетном перевозчике", - рассказывает о проблемах обновления воздушного парка главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.

Тем временем

Называть самолеты российских авиаперевозчиков металлоломом эксперты отрасли тоже не спешат. Как подсчитали в Государственном научно-исследовательском институте гражданской авиации (ГосНИИ ГА), за последние 10 лет численность отечественного воздушного парка увеличилась на 30 процентов. При этом доля устаревших самолетов, которые в 2000 году составляли основу парка, сократилась до 31 процента. "В авиации нет понятия "старый самолет", - продолжает Роман Гусаров. - Либо он соответствует нормам летной годности, либо нет. К тому же капитальный ремонт самолета фактически равносилен строительству нового. А он производится планово, через определенные промежутки налета. Так что де-факто 20-летний самолет после ремонта может оказаться в значительно лучшем состоянии, чем 10-летний".

Экономика СЗФО