11.08.2011 00:01
Культура

Фаворитом выборгского кинофестиваля стал фильм Андрея Зайцева "Бездельники"

В Выборге продолжается кинофестиваль "Окно в Европу"
Текст:  Юрий Богомолов
Российская газета - Федеральный выпуск: №175 (5551)
Читать на сайте RG.RU

Как это нередко случается с фестивальными конкурсами, старт выборгского "Окна в Европу" оказался, мягко говоря, не впечатляющим.

"Долина роз" Дмитрия Черкасова для дебюта в большом кино неплоха, но по части конкурентоспособности в борьбе за призовые места смотрелась не очень убедительно. Это живо рассказанная вечнозеленая история о людях, надеющихся начать свою жизнь с новой страницы. Место действия - морское пляж. Время действия... не важно. Вчера, позавчера, послезавтра... Мужчины и женщины - вольные, красивые птицы, мечтающие о душеных привязанностях и обретающие их. Артисты славные, знающие свое дело - Анатолий Белый, Оксана Фандера, Виталий Хаев, Юлия Снигирь... Адекватная операторская работа Андрея Каторженко... Фильм, если иметь в виду девиз фестиваля "Российское кино - прогноз на завтра", заключает в себе обещание профессионального движения вперед и отвечает на характерный для смутного времени запрос на романтический свет в конце темного туннеля.

Материал публикуется в авторской редакции. Читать версию статьи из номера

Может быть с идеей поднять настроение утомленного серыми буднями отечественного зрителя делался и фильм другого дебютанта Карена Оганесяна "Пять невест". Фильм получился нарочито водевильным. Молодые, но уже "с именами" артисты Елизавета Боярская, Светлана Ходченкова, Ирина Пегова, Юлия Пересильд, Артур Смолянинов вкупе с актерами бывалыми Мариной Голуб и Андреем Федорцовым с большим энтузиазмом окунаются в море комических уловностей. Бравый летчик-истребитель, победив Гитлера, берется женить своих однополчан на лучших девушках Советского Союза... за одни сутки.

Артистов можно понять: почти все они заскучали в своих драматических амплуа. Можно догадаться и о настрониях молодых героев - летчиков-истребителей, заскучавших на войне без женской ласки. Можно принять во  внимание потребность любителей кино, давно уже испытывающих дефицит комедийных вольностей. Но и при всем при этом создатели простонародной комедии явно пересолили, пережали в стремлении всем потрафить и угодить.

Из всех увиденных картин на сегодняшний день (9-ое августа) наиболее значительной работой представляется картина одного из самых обнадеживающих дебютантов Андрея Зайцева "Бездельники". Бездельники - молодой бард с приятелями - по прошествии первого десятилетия нового тысячелетия испытывают примерно те же чувства, что переживали Цой и его поклонники на излете последних дней советской власти. Они томимы энергией, не находящей выхода, загорают на ржавой крыше, поплевывая в небо, и дразнят смерть ложными самоубийствами. В фильме звучат ранние песни самого Цоя. Актер Антон Шагин, восходящая звезда отечественного кино,  явно портретирует знаменитого прототипа своего героя.

В фильме нет того требования Виктора Цоя, что звучало под занавес "Ассы" - "Мы ждем перемен". Но оно ощущается. Оно в подтексте драматической истории из жизни отечественных "бездельников" в десятых годах ХХ1 века. В "Ассе" Цой смотрелся как пришелец с другой планеты, который рифмует и ритмизирует эмоции толпы. В "Бездельниках" его "наследник по прямой" - молодой человек, переозвучивающий песни Цоя - уроженец нашей планеты, взыскующий смысла, хотя бы на уровне эмоции: "Я не сплю, но я вижу сны... И тут нету моей вины... И не видно моей весны". "Весна" в какой-то момент померещилась... Когда он встретился глазами с девушкой в вагоне метро на переезде от "Баррикадной" к... Название станции, на которой вышла девушка, не приметил.

Цоевская тоска сегодня вроде бы - частный случай. Но она кажется более тоскливой и безнадежной именно потому, что это частный случай. Тогда ситуацию спасал общественный подъем. А гибель мрачного романтика воспринималась как трагичная, но нелепая подробность обновляющейся дествительности. На деле гибель Цоя была недобрым предзнаменованиием. В фильме Андрея Зайцева образ Цоя остается жить, а в автокатастрофе гибнет любимая девушка. То бишь весна.

Этот фильм мне представляется одним из фаворитов в спринтерском забеге за наградами Выборгского фестиваля. Но дело не только в сугубо спортивном интересе. Дело еще в улавливаемых тенденциях развития отечественного кино. На следующий день после "Бездельников" в рамках "Выборгского счета" показывалась картина, замеченная в Каннах, - "Елена" Андрея Звягинцева. Но ведь и в ней видишь муку бессмысленности и отчаянную беспомощность перед жизнью, съедающей саму себя.

***

Фестиваль "набегает" на финишную черту. О спортивных результатах станет известно в субботу поздно вечером . А возможность подвести художественные итоги будет у нас на следующей неделе.

Наше кино