Трехнедельный лондонский сезон балета Мариинского театра в разгаре. "Я словно пишу любовное письмо, а не критическую рецензию на спектакль, за которую несу ответственность перед читателями газеты", - это признание старейшего английского критика Клемента Криспа пока разделяют практически все его коллеги, утопившие открывавшее гастроли "Лебединое озеро" в восхищенных эпитетах. Так они приветствуют возвращение Мариинского балета после пятилетней паузы на главную сцену Лондона - в театр Covent Garden и отмечают 50-летие первого визита петербуржцев (тогда под именем Kirov-Ballet) в Великобританию.
Те легендарные гастроли были первым большим западным турне труппы. Оно стало историческим, потому что тогда прошлое в лице живших в эмиграции старых артистов Императорских театров признало продолжателей традиций. Но тогда спектакли в Лондоне могли и не состояться: труппа прилетела туда из Парижа, где в аэропорту Ле Бурже Рудольф Нуреев попросил политического убежища, что вызвало грандиозный международный резонанс.
Тем не менее, именно тогда Мариинский театр завоевал репутацию эталонного интерпретатора классического наследия. Поэтому основу сегодняшнего гастрольного репертуара составляют "Лебединое озеро", "Баядерка" и "Дон Кихот". Все разнообразие петербургской афиши демонстрируют программа балетов Фокина, отвечающая за русский модернизм, демонстрирующий освоение западной классики ХХ века вечер Баланчина и Роббинса, а также одна из последних премьер - "Анна Каренина" Алексея Ратманского.
В спектаклях участвуют практически все петербургские звезды, включая Ульяну Лопаткину и Диану Вишневу. Среди главных героинь гастролей - прима-балерина труппы Виктория Терешкина, танцующая в Лондоне "Лебединое озеро", "Баядерку", Ballet Imperial, "Шехеразаду", "В ночи". Ее международное признание началось на одних из предыдущих лондонских сезонов Мариинки, о чем балерина рассказала "Российской газете".
Российская газета: Вы ощущаете, что участвуете в историческом событии - 50-летии первых гастролей Мариинского театра в Лондоне?
Виктория Терешкина: Первый раз я приезжала сюда восемь лет назад. Тогда наше руководство сомневалось, ставить ли мне "Лебединое озеро". Махар Вазиев - тогда руководил труппой он - сказал: "Вика, это Лондон. Не будем рисковать, ты еще молодая". Но потом ситуация изменилась, потому что кто-то из балерин уже прямо здесь по какой-то причине отказался от спектакля. И Вазиев сказал: "Я поставил тебе спектакль, но ты должна танцевать очень хорошо". Вы не представляете, что в тот момент я чувствовала! Я жила и считала дни до спектакля. Даже не думала над образом, какая будет Одетта, какая Одиллия. Я думала о том, как физически выдержать этот спектакль, так как была еще совсем маленькая. После этого моя карьера и начала подниматься по лестнице. А сейчас я приезжаю совсем в другом статусе, знаю, что выдержу спектакль, безусловно, и как раз думаю над образом, над нюансами. Но груз ответственности давит по-прежнему, потому что я не имею права станцевать плохо.
РГ: Лондонская публика отличается от петербургской или московской?
Терешкина: В Петербурге люди, которые любят и ценят балет, часто не могут себе позволить поход в театр, потому что билеты очень дорогие. А те, кто приходит, к нам привыкли. Хлопают, когда совсем нечто из ряда вон выходящее, любят фуэте - тогда просыпаются. А в Лондоне всегда просто шквал аплодисментов, там зрители реагируют непосредственно, потому что им нравится. Очень приятно, когда выходишь из театра и тебя встречают аплодисментами. Когда знаешь, что некоторые покупали билеты специально на твои спектакли, это особенно приятно.
РГ: Одним из ваших партнеров в Лондоне стал премьер American Ballet Theatre Дэвид Холберг.
Терешкина: У нас не было возможности репетировать: Дэвид приехал за два дня до спектакля, но в первый вечер я танцевала Ballet Imperial, а за день до "Лебединого озера" я танцевала "В ночи", а Дэвид - "Шотландскую симфонию". Такой получился тяжелый марафон. Дэвиду было в два раза сложнее, так как он был приглашенная звезда, и на него, естественно, были направлены все взгляды: наши артисты следили, что нового он привнесет в наш спектакль. К тому же редакция для него была новой, все это надо было выучить. И он с достоинством провел спектакль. Вы знаете, Дэвид - настоящий принц.
РГ: Удалось ли вам найти с ним контакт?
Терешкина: То, что было мало репетиций, для меня даже лучше: эмоционально спектакль получился более насыщенным. Потому что на репетициях оговаривается каждый взгляд: "Давай, ты посмотришь на меня здесь, здесь…", а тут он появился с арбалетом, я испугалась, он меня поймал - все по-настоящему. Было здорово.
РГ: В Лондоне на днях состоялся необычный для вас дебют в "Шехеразаде".
Терешкина: От этой премьеры я получила ни с чем не сравнимое удовольствие. В этом балете не нужно делать ни пируэтов, ни стоять на пальцах - ты просто наслаждаешься спектаклем, в котором есть и сюжет, и образ. Наш руководитель Юрий Валерьевич Фатеев отговаривал меня: "Вика, "Шехеразаду" ты можешь и на пенсии станцевать!" Но на пенсии спина уже не будет гнуться, я не буду такой молодой. Так что давайте сейчас!
РГ: У труппы нынешний сезон получился огромным, с премьерами, гастролями, возвращением после 10-летнего перерыва в Нью-Йорк. У вас есть рецепт, чем стимулировать себя на ответственных гастролях?
Терешкина: В прошлом сезоне я благополучно отдыхала два месяца, а в этом все время думала: "В прошлом году я 2 июля уже ушла в отпуск, а в этом только 24 июля поеду в Лондон!" Было очень тяжело это сознавать. Но организм в стрессовых ситуациях собирается. Меня, конечно, тешит мысль, что еще чуть-чуть - и поеду домой, а потом - на море! Для меня это просто счастье. Но своим коллегам я не завидую: у труппы после Лондона на все время отпуска длиннющие сложнейшие гастроли в Бразилии и потом - Сингапур.
Конечно, тяжелее всего придется нашему кордебалету. Надо отдать ему дань, там артисты работают больше всех, им сложнее всех - они заняты в спектаклях и репетициях каждый день. Я сама когда-то прошла его и знаю, что это такое.