Министры Андрей Фурсенко и Сергей Маскевич обсудили перспективы развития общего образовательного пространства Союзного государства. В России и Беларуси высока сегодня потребность в открытых многофункциональных обучающих программных средствах, которые интегрируют классические методы обучения с электронными.
В сфере образования двух наших стран много общего, но есть и различия, требующие большей координации. Главное достигнуто - уже много лет граждане России и Беларуси имеют равные права на получение образования, что определил подписанный 25 декабря 1998 года договор между нашими государствами. Выпускники российских и белорусских школ на равных могут поступать в вузы Москвы и Минска, Могилева и Смоленска, Бреста и Санкт-Петербурга, приезжать к соседу, как к себе домой. Добавим, абитуриенты могут не только подавать документы в вузы соседней страны, но и поступать на бюджетное отделение, получать стипендию, жить в общежитии. Причем белорусские дипломы не нужно подтверждать в Рособрнадзоре, а российские "корочки" о получении высшего образования в свою очередь признаются в Беларуси.
Сегодня между Россией и Беларусью в сфере образования заключено около 300 договоров о сотрудничестве. "Положениями этих документов, - поясняет Андрей Фурсенко, - предусмотрены условия, которые обеспечивают реализацию равных прав граждан двух стран на доступное и качественное образование на всем образовательном пространстве Союзного государства". Итоги встречи "СОЮЗ" попросил прокомментировать министра образования Беларуси Сергея Маскевича:
- Наша общая с Россией задача - наполнить соглашение о сотрудничестве в сфере образования новым содержанием, придать динамику этому взаимодействию.
Во-первых, речь идет о совместной разработке единых стандартов среднего образования и систем измерения знаний и умений школьников, а также учебных программ по отдельным общеобразовательным предметам с использованием планшетов, ноутбуков. Было принято решение собрать группу специалистов - теоретиков и практиков, школьных педагогов, методистов, ученых, которые проанализируют и соотнесут образовательные стандарты двух стран, вычленят общее и разное. Итогом этой работы должна стать некая унифицированная образовательная программа, которую будут апробировать в двух или четырех областях России и Беларуси, выбранных в качестве инновационных интеграционных площадок для проведения эксперимента.
Во-вторых, на наш взгляд, с учетом перспективности внедрения IT-технологий в учебный процесс необходимо усилить взаимодействие наших стран и в этой сфере. Нужны многофункциональные обучающие программные средства, которые интегрируют классические учебники с электронными, уникальные методики педагогов, ресурсы удаленного доступа и удобство интерфейса. Это требует не только унификации содержания образования, но и методов и технологий обучения. Эффект - экономия финансовых средств, повышение качества образования и культуры педагогов. По данному направлению ведется последовательная работа во многих странах мира. По этому пути стремится идти и Беларусь. С нового учебного года у нас будут реализовываться 2 экспериментальных проекта: первый - по использованию в учебном процессе электронных планшетов, второй - по их программному наполнению. Мы планируем использовать опыт России, в частности - московских школ, в которых не первый год идет эксперимент по внедрению электронных программных средств обучения, разработанных компанией Intel. Российские коллеги готовы оказать содействие в программных материалах, разработках, содержательном наполнении техники, которая будет поставлена уже в этом году в белорусские школы (предусмотрено 7 экспериментальных площадок). Ученики 2-х и 3-х классов с 1 сентября получат возможность ежедневно использовать персональные нетбуки в учебном процессе.
В-третьих, для Беларуси актуален вопрос о расширении подготовки кадров высшей квалификации в вузах и научных центрах России по дефицитным в нашей стране специальностям. В том числе по договорам о целевой подготовке за счет бюджетных средств Союзного государства. Сегодня в аспирантурах и докторантурах российских вузов обучаются свыше 20 белорусских ученых, в основном в Балтийском федеральном университете им. И.Канта, Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов, Российском государственном педагогическом университете им. А.Герцена, Смоленской академии физической культуры, спорта и туризма. Полагаем, это взаимодействие может быть более системным. Единый рынок труда должен стать преимуществом, а не разделять две страны. Желание людей заработать, получить не только современную специальность, но и новый опыт, знания - это объективная реальность, которую нужно уметь правильно использовать.