Южная и Северная Кореи дали свои объяснения по поводу произошедшей в среду 10 августа артиллерийской перестрелки. По версии КНДР, они производили обычные взрывы на месте строительных работ, что было принято южанами за выстрелы береговой артиллерии. Сеул продолжает настаивать на том, что стрельбы были, а утверждения Севера названы "не достойными комментариев". США призывают поскорее забыть об инциденте и вернуться к переговорам.
Напомним, что инцидент со стрельбой произошел в среду 10 августа. Южане утверждают, что дважды за день - 1 час дня и в 7 часов 46 минут вечера по местному времени - береговая артиллерия КНДР в Желтом море недалеко от южнокорейского острова Енпхендо произвела в общей сложности пять выстрелов (вначале было сообщено о шести выстрелах). Два снаряда упали в районе так называемой Северной разделительной линией (СРЛ), которая служит де-факто границей на море между двумя Кореями, хотя официально и не признается Севером. Жертв и разрушений зафиксировано не было. Южане каждый раз отвечали со своей стороны тремя выстрелами из САУ К-9, расположенных на острове Енпхендо. Это событие привлекло повышенное внимание мировых СМИ потому, что именно этот остров в ноябре прошлого года был обстрелян северокорейской артиллерией в ответ на начатые южанами учения. Тогда погибли и получили ранения двадцать граждан Юга.
Как это часто бывает после очередного витка напряженности, представители Севера и Юга перенесли выяснение отношений в плоскость средств массовой информации. Пхеньян как через каналы Центрального телеграфного агентства Кореи (ЦТАК), так и путем направления южанам отдельной телефонограммы дал свои пояснения инциденту. По версии КНДР, в провинции Южная Хванхэ идет большая стройка, где и производились взрывные работы. Именно эти взрывы южане по ошибке приняли за огонь береговой артиллерии КНДР. При этом в своем заявлении представители Севера язвительно прошлись и по способности южан получать достоверную информацию "в век высоких технологий и развитых электронных средств наблюдения", и не забыли найти среди южан "подстрекателей войны, не желающих мира в регионе".
Южная Корея в ответ на это дала свои пояснения. Представитель Генерального штаба Вооруженных сил Южной Кореи заявил, что они продолжают придерживаться версии о стрельбе из стволов береговой артиллерии. Также было заявлено, что они подтвердили, что два снаряда упали в районе СРЛ. Этим и объясняется, почему южане ответили в общей сложности шестью выстрелами в обратном направлении. После трагедии в ноябре 2010 года министр обороны Южной Кореи дал указание отвечать каждый раз на все вооруженные провокации КНДР "в троекратном размере" и при этом "сначала отвечать оружием, а уж потом докладывать наверх и строчить рапорты". Судя по всему, военные Юга на этот раз так и поступили: точно выяснили, сколько снарядов упало в районе СРЛ, и на каждый из них пунктуально ответили тремя своими. Заявления же КНДР о "строительных работах" представитель Генштаба ВС Юга назвал "словами, которые не достойны даже комментариев и ответа".
Одновременно в южнокорейских СМИ появились пояснения местных экспертов по поводу того, зачем КНДР понадобилось нагнетать напряженность в неспокойном районе. Ведь даже "взрывные работы" в нескольких километрах от границы, где раньше уже были столкновения, всегда провоцируют напряженность. Анонимные источники в южнокорейском военном ведомстве предположили, что Север преследовал две цели. Во-первых, дать свое предупреждение по поводу запланированных на вторую половину августа крупных совместных американо-южнокорейских военных учений. Во-вторых, проверить, как вооруженные силы Юга реагируют на провокации Севера, когда страсти по поводу конфликта на Енпхендо в ноябре прошлого года немного улеглись. При этом отмечается, что в целом КНДР достаточно "спокойно" действовала, если это действительно было предупреждение по поводу маневров. Военные эксперты Южной Кореи отмечают и одну странность. Стрельбы проводились в неблагоприятных для учений условиях: в 1 час дня в том районе был сильный туман, а при повторных выстрелах было уже темно. То есть, делается вывод, это не было попыткой под прикрытием небольших учений дать предупреждение по поводу маневров, а просто явная небольшая провокация. Северяне же назвали все эти рассуждения экспертов Юга "трагикомедией".
На этом фоне достаточно активно проявили себя Соединенные Штаты. Вашингтон фактически призвал стороны "не отвлекаться", а продолжить недавнюю положительную динамику. Напомним, что полмесяца назад впервые за долгое время представители Юга и Севера достаточно неожиданно провели на Бали двусторонние переговоры. Одновременно в США замминистра иностранных дел КНДР Ким Ге Гван встретился со спецпредставителем президента США по КНДР Стивеном Боусвортом. Обе стороны назвали контакты "полезными и конструктивными". "Инцидент уже закончился, и нам всем теперь пора вернуться к нашей главной работе. Северной Корее же следует показать, что она действительно готова идти по пути ядерного разоружения", - заявила пресс-секретарь Государственного департамента США Виктория Ноланд.