11.08.2011 00:45
Экономика

Уральские коммунальщики проявляют чудеса изобретательности в борьбе с неплательщиками

Коммунальщики проявляют чудеса изобретательности в борьбе с неплательщиками
Текст:  Елена Ключевская (Свердловская область)
Российская газета - Экономика УРФО: №175 (5551)
Читать на сайте RG.RU

Совокупная задолженность населения Екатеринбурга перед поставщиками коммунальных услуг составляет порядка 2,5 миллиарда рублей. Поэтому в преддверии очередного отопительного сезона управляющие компании вынуждены демонстрировать в деле взыскания задолженности неистощимую фантазию.

- Мы давно убедились, что проблему задолженности выгоднее решать, не доводя дело до суда. А потому в работе с неплательщиками у нас есть целый ряд ноу-хау, - говорит менеджер одной из управляющих компаний Орджоникидзевского района Диана Рыбакова. - Так, в кризис мы первыми предложили составлять для должников график рассрочки на полгода, при этом списывали им пени. Еще одно изобретение - это розыгрыш сертификата на 10 тысяч рублей на покупку бытовой техники среди тех, кто исправно вносит коммунальные платежи. Чаще всего это пенсионеры, и конечно, они бывают рады, когда им выпадает счастливый билет. При этом и платежи в целом растут.

Сегодня самый крупный неплательщик должен компании 300 тысяч рублей. В суде постоянно находится порядка 100-150 дел по искам УК к наиболее злостным должникам (всего у компании 45 тысяч клиентов). Схожая статистика и у других УК, имеющих на обслуживании свыше 100 многоквартирных домов.

Коммунальщики давно убедились, что взыскивать долги по суду - дело не слишком благодарное. В результате судебного решения погашают всю сумму долга разом немногие - обычно это состоятельные клиенты. С асоциальных жильцов взять, как правило, нечего. А примеры выселения до сих пор единичны. Ко всему, даже после вынесения судом решения в пользу компании неплательщик, по сути, может лишь изобразить искреннюю готовность погасить задолженность, выплатить символическую ее часть, а потом смело копить долг дальше.

При этом, как признаются в управлении ЖКХ администрации Екатеринбурга, отключить подачу газа, электричества или воды отдельно взятому потребителю услуг в многоквартирном доме практически невозможно по техническим причинам. Системы до сих пор устроены таким образом, что можно закрыть вентиль для целого стояка, подъезда или дома, но не для отдельной квартиры. Понятно, что соседи, исправно оплачивающие счета, тут же возмутятся. При этом вряд ли кто из должников проявит готовность впустить коммунальщиков в свои частные владения.

В таких условиях душеспасительные беседы на комиссиях и всевозможные рекламные акции действительно становятся куда более надежным способом собрать долги.

- Наша задача - чтобы нас не боялись, - откровенно признается Ксения Кузьмина, пресс-секретарь УК Кировского района. - В отличие от коллег, привлекающих для выбивания долгов коллекторские агентства, мы предпочитаем действовать методами убеждения: так надежнее. К тому же, вопреки устоявшемуся мнению, большинство неплательщиков - вовсе не маргинальные типы. На самом деле чаще всего это просто люди, оказавшиеся в непростой жизненной ситуации: одинокие женщины с детьми, больные и т. д. Был случай, когда семья накопила долг 250 тысяч рублей. Когда начали выяснять, оказалось, что в 2-комнатной квартире живут две семьи с детьми общей численностью 12 человек, и асоциальными их никак не назовешь. Тогда нам вместе удалось найти вариант погашения долга, разменяв квартиру на две однокомнатные меньшей площади. В итоге фигуранты этой истории нам были даже благодарны.

По статистике закоренелых неплательщиков в Екатеринбурге не так много - не более пяти процентов от общего числа. И как признаются специалисты УК, обычно кривая непогашенных долгов устремляется вверх два раза в год: в январе (после очередного повышения тарифов) и в конце лета, когда многие уезжают на отдых, забывая заплатить за квартиру.

В структуре портфеля заказов некоторых коллекторских агентств объем коммунальных долгов составляет порядка 80 процентов

- Мы условно делим всех должников на три категории: "забывчивые", "занятые" и "злостные", - отмечает пиар-менеджер одной из УК Верх-Исетского района Ирина Анисимова. - С последними работать сложнее всего. Деньги у них есть, но они не платят по принципиальным соображениям: как правило, их что-то не устраивает в системе оплаты или предъявляемых тарифах. По отношению ко всем применяем классическую схему: высылаем несколько предупреждений, а потом обращаемся в суд.

Впрочем, как отмечает исполнительный директор Ассоциации управляющих компаний Екатеринбурга Александр Ойхер, практика взыскания по суду показывает, что возвращается лишь десятая часть общего объема неплатежей. Так, из общей суммы долга по судебным решениям в 10 миллионов рублей одной из УК Екатеринбурга взыскать удалось только 100 тысяч. И ряд компаний города, в частности в Чкаловском районе, предпочитают использовать метод кнута, а не поощрительного пряника. Не случайно в структуре портфеля заказов некоторых коллекторских агентств объем коммунальных долгов составляет уже порядка 80 процентов - за последние полгода он вырос на пять пунктов.

К слову, если управляющие компании в обиде на недобросовестных жильцов, то поставщики энергоресурсов вынуждены говорить о долгах самих УК, в образовании которых далеко не всегда повинно население. Подавляющая часть жильцов - 95 процентов - исправно вносит плату за "коммуналку". При этом УК в целом по региону оплачивают лишь 86 процентов поставляемых ресурсов. И поставщикам приходится применять по отношению к ним свой арсенал методов взыскания долгов. Надо заметить, здесь до розыгрыша ценных призов дело пока не доходит.

ЖКХ Екатеринбург Урал и Западная Сибирь