Укрепление курса рубля и общий финансово-экономический рост возможен уже с начала сентября, считают эксперты. Вместе с тем абсолютная зависимость российской экономики от цен на сырье и ситуации на мировых рынках не позволит избежать следующего витка кризиса.
Вчера эксперты собрались на пресс-конференцию обсудить ситуацию на валютных рынках и перспективы рубля.
Альтернатива, считает председатель комитета по финансовым рынкам Торгово-промышленной палаты Яков Миркин, такова: либо мировая реформа финансового регулирования сможет погасить колебания на рынках, либо будет продолжаться хождение по минному полю, где все время будет трясти, неважно где - в США, Азии или Европе.
Тем не менее прогнозы Якова Миркина весьма позитивны. "Вполне возможно, - говорит эксперт, - что в сентябре мы увидим очередной рост. При этом для российского финансового рынка тряска и колебания - вещь достаточно привычная. Надо сказать, что с 1995 года он был одним из самых волатильных и рисковых". Конечно, падение курса рубля означает для нас уход инвесторов. Но в дальнейшем рост российского рынка акций приведет портфельных инвесторов обратно".
Сегодняшняя ситуация - продолжение кризиса 2008 года, который не закончился, поскольку причины до сих пор не устранены, уверен ведущий эксперт Центра развития НИУ "Высшая школа экономики" Дмитрий Мирошниченко. И он не согласился с тезисом Миркина, что мировая экономика растет. По мнению Мирошниченко, этот рост нельзя назвать устойчивым.
При этом проблемы российской экономики перевешивают проблемы Европы и США. "Наша экономика, - считает Мирошниченко, - является производной от экспорта природных ресурсов, она не может быть устойчивой. И в краткосрочной перспективе можно рассчитывать на приход только спекулятивного капитала. Тогда рубль, конечно, будет укрепляться. Но спекулянты быстро уйдут, и рубль опять будет падать". Но пока наш ЦБ может чувствовать себя достаточно спокойно, говорит Мирошниченко. Во-первых, нет явного риска возникновения эффекта домино. В 2008 году инструментарий для поддержки банковской системы отсутствовал, сейчас он есть, и ЦБ уже знает, исходя из опыта, что, как и когда делать.
А здесь уже не совсем согласился с коллегой Миркин. "Мы серьезно зависим от доступа к иностранным рынкам капитала, от притока и оттока денег, - пояснил он свою позицию. - Курсовая политика внутри России ограничена по своим возможностям.
Сейчас ситуация похожа на 1998 и 2008 годы. Рубль фиксируется и укрепляется из-за того валютного потока, который идет в Россию, из-за высоких цен на нефть. Но как только цены на ресурсы начинают прыгать, то внешнее давление становится настолько сильным, что приводит рубль к его естественным курсовым значениям".