11.08.2011 00:02

В Выборге продолжается кинофестиваль "Окно в Европу"

Текст:  Юрий Богомолов
Читать на сайте RG.RU

Как это нередко случается с фестивальными конкурсами, старт "Выборгского окна" оказался, мягко говоря, не впечатляющим.

"Долина роз" Дмитрия Черкасова для дебюта в большом кино - неплохо, но по части конкурентоспособности в борьбе за призовые места она смотрелась не очень убедительно. Это живо рассказанная вечнозеленая история о людях, надеющихся начать свою жизнь с новой страницы. Место действия - морской пляж. Время действия... неважно. Мужчины и женщины - вольные, красивые птицы, мечтающие о душевных привязанностях и обретающие их. Артисты славные, знающие свое дело - Анатолий Белый, Оксана Фандера, Виталий Хаев, Юлия Снигирь... Адекватная операторская работа Андрея Каторженко... Фильм заключает в себе обещание профессионального движения вперед и отвечает на характерный для смутного времени запрос на романтический свет в конце темного туннеля.

Может быть, с идеей поднять настроение утомленного серыми буднями отечественного зрителя делался и фильм другого дебютанта Карена Оганесяна "Пять невест". Фильм получился нарочито водевильным. Молодые, но уже с именами артисты Елизавета Боярская, Светлана Ходченкова, Ирина Пегова, Юлия Пересильд, Артур Смольянинов вкупе с актерами бывалыми Мариной Голуб и Андреем Федорцовым с большим энтузиазмом окунаются в море комических условностей. Бравый летчик-истребитель, победив Гитлера, берется женить своих однополчан на лучших девушках Советского Союза... за одни сутки.

Артистов можно понять: почти все они заскучали в своих драматических амплуа. Можно догадаться и о настроениях молодых героев - летчиков-истребителей, заскучавших на войне без женской ласки. Можно принять во внимание потребность любителей кино, давно уже испытывающих дефицит комедийных вольностей. Но и при всем при этом создатели простонародной комедии явно пересолили, пережали в стремлении всем потрафить и угодить.

Из всех увиденных картин на сегодняшний день наиболее значительной работой представляется картина одного из самых обнадеживающих дебютантов Андрея Зайцева "Бездельники". Бездельники - молодой бард с приятелями, что по прошествии первого десятилетия нового тысячелетия испытывают примерно те же чувства, что переживали Цой и его поклонники на излете последних дней советской власти. Они томимы энергией, не находящей выхода, загорают на ржавой крыше, поплевывая в небо, и дразнят смерть ложными самоубийствами. В фильме звучат ранние песни самого Цоя. Актер Антон Шагин, восходящая звезда отечественного кино, явно портретирует знаменитого прототипа своего героя.

В фильме нет того требования Виктора Цоя, что звучало под занавес "Ассы" - "Мы ждем перемен". Но оно ощущается. Оно в подтексте драматической истории из жизни отечественных "бездельников" в десятых годах ХХI века.

В "Ассе" Цой смотрелся как пришелец с другой планеты, который рифмует и ритмизирует эмоции толпы.

В "Бездельниках" его "наследник по прямой" - молодой человек, переозвучивающий его песни - уроженец нашей планеты, взыскующий смысл хотя бы на уровне эмоции: "Я не сплю, но я вижу сны... И тут нету моей вины... И не видно моей весны".

Этот фильм мне представляется одним из фаворитов в спринтерском забеге за наградами Выборгского фестиваля.

На следующий день после "Бездельников" в рамках "Выборгского счета" показывалась картина, замеченная в Каннах, "Елена" Андрея Звягинцева. Но ведь и в ней видишь муку бессмысленности и отчаянную беспомощность перед жизнью, съедающей саму себя.