12.08.2011 00:20
Русское оружие

Первую многоцелевую подлодку четвертого поколения "Северодвинск" спустили на воду

Новейшая подлодка завершает подготовку к ходовым испытаниям
Текст:  Александр Емельяненков (Северодвинск - Москва)
Российская газета - Федеральный выпуск: №177 (5553)
Читать на сайте RG.RU

Точная дата, когда головной корабль новой серии отправится сдавать выпускные экзамены в Белое море, заранее не афишируется, но и тайны из этого уже не делают.

Материал публикуется в авторской редакции. Читать версию статьи из номера

- Ждите известий во второй половине августа, - дали понять в администрации Северодвинска, которая установила официальное шефство над экипажем одноименного корабля. Такое соглашение мэр города Михаил Гмырин, командир экипажа капитан I ранга Серей Митяев и официальный представитель "Севмаша" подписали в декабре 2009- го. А в июле прошлого года АПРК "Северодвинск" вывели из стапельного цеха и спустили на воду для достроечных работ и швартовных испытаний.

- Это первая многоцелевая подлодка четвёртого поколения, и очень символично, что она носит имя вашего прекрасного города, - заявил тогда, обращаясь к северодвинцам, президент России Дмитрий Медведев, специально приехавший на церемонию спуска.

Первенец в новой серии многоцелевых подводных лодок (проект 855 "Ясень") оказался на редкость "трудным ребенком" - и для его создателей из санкт-петербургского морского бюро машиностроения (СПМБМ) "Малахит", и для корабелов "Севмаша", на стапелях которого он был заложен еще в 1993 году.


Долгожданный "Ясень" перед спуском на воду. Фото:из архива ОАО "Севмаш"

Рекордный по срокам (почти 18 лет) период строительства стал следствием резкого сокращения оборонных заказов и развала научно-производственной кооперации в военном кораблестроении. Примешалось сюда и немало других факторов объективного и субъективного характера.

Но, как бы там ни было, корабль на плаву, достроечные работы завершены, экипаж обучен. По словам генерального конструктора СПМБМ "Малахит" Владимира Пялова, готовность крейсера оценивается в 98,9 процента. Сейчас завершаются комплексные швартовные испытания. Вслед за этим - первый выход в море. И не просто прогулка, а напряженная программа ходовых испытаний, рассчитанная на два месяца.

Долгое рождение головного "Ясеня", как отмечают его создатели, обусловлено не только экономическими трудностями в стране, но и принципиально новыми архитектурой и вооружением. "Северодвинск" несет мощный комплекс вооружения, включая сверхзвуковые крылатые ракеты "Оникс". Тем самым он совмещает качества быстроходной и малошумной торпедной АПЛ с возможностями ракетного крейсера каким был, к примеру, погибший "Курск". Кроме того корабль получил новейшие комплексы связи и навигации, оснащен принципиально новой ядерной энергетической установкой.


"Ясень" перед спуском на воду. Фото:из архива ОАО "Севмаш"

Экипаж "Северодвинска" был сформирован на базе 11 дивизии подводных лодок Северного флота в 2005 году, прошел обучение в 270-м учебном центре ВМФ в Сосновом Бору. В октябре 2009-го моряки-североморцы прибыли из Заполярья в Северодвинск и уже полтора года вместо со сдаточной командой готовят свой корабль ко вступлению в боевой состав ВМФ.

За это время, конечно, успели обжиться в городе. А власти Северодвинска, в свою очередь, наладили взаимодействие с семьями военных моряков: помогали с жильем, трудоустройством и местами в детских учреждениях. Береговую казарму для экипажа снабдили приличной мебелью и бытовой техникой. А накануне выхода в море "Северодвинск" получил от шефов специальный мощный пылесос - для приборки в отсеках корабля.

Тем временем


За спиной у Виктора Сорокина (второй справа) - тысячи миль со сдаточными командами новых атомоходов. Фото:из архива ОАО "Севмаш"

Вслед за первым "Ясенем" в стапельном цехе "Севмаша" обретает плоть второй корабль этого же проекта. В момент закладки 20 июля 2010 года ему дали имя собственное - "Казань". Как и во всяком большом деле, при строительстве такой подлодки не обходится без проблем и неожиданных осложнений. Но ответственным сдатчиком на этот "заказ", как выражаются корабелы, назначен опытный инженер-судостроитель Виктор Сорокин. На его счету только в этом качестве четыре завершенных строительством, испытанных и переданных флоту подводных корабля - это многоцелевые АПЛ "Пантера", "Вепрь", "Гепард" и подлодка специального назначения "Саров".

Вместе с новыми кораблями на Северном флоте и в душах моряков без команды прописались стихи и песни на стихи Виктора Сорокина. Он как никто другой умеет передать, что такое "морская душа", говорят подводники разных поколений. От их и своего имени хотим пожелать Виктору Николаевичу в канун его 60-летия не ослаблять делового и творческого накала. А в том, что ко времени спуска на воду "Ясеня-Казани", родится и ей посвященная песня, ничуть не сомневаемся.

Русское оружие Архангельская область Северо-Запад